Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Философия

2006. Страхов В.Г., "Новый физический взгляд на философские категории Пространства, Времени и Информации".


Новый физический взгляд на философские категории Пространства, Времени и Информации.

Страхов В.Г.

2006 г.
http://av2029.comtv.ru/pv.htm

        Существующие взгляды на Пространство и Время и история их развития достаточно полно изложены в энциклопедическом труде А.И. Лисина "Идеальность. Идеальность реальности" [1].
        Отмечено, что Пространство генетически раньше воспринимается человеком, чем Время. Для античных мыслителей Пространство – это некая объективно существующая пустота, вмещающая все тела. В пространстве они усматривали диалектическую взаимосвязанность предельности и беспредельности, непрерывности и прерывности, трактуемую как космос. Время представлялось им "движущимся образом вечности" и важнейшей сущностью движения. Представляется, что у древних людей были сильно развиты пространственные ощущения и чувство Времени.
        У Канта Время и Пространство суть внутренние свойства ума и не имеют внешнего существования как таковые. Это некие абстрактные объекты, создаваемые в мозгу, с которыми он и оперирует в дальнейшем.
        Ньютон выделял два Пространства: одно - идеальное, состоящее из пустых точек, и второе - материальное, состоящее из точек, имеющих массу.
        В новое время возникли два направления понимания Пространства и Времени – субстанциональное и реляционное. Субстанциональное рассматривает Пространство и Время как самостоятельные сущности, отличающиеся от материи и не зависимые от неё. При этом выделяется идеальность материи. Пространство отождествляется с пустотой, а Время с длительностью. Реляционное считает, что существует только материя. Не существует пустого Пространства, оторванного от материи. Вне движения Время не ощущается, но существует.
        В диалектическом материализме господствует реляционная точка зрения, согласно которой временные отношения являются производными от Универсума, т.е. материи, а не от человеческого сознания. Временные отношения имеют объективный характер. Физическая невозможность попадания в прошлое и в будущее составляет загадку в диалектике природы. Время однонаправлено и необратимо. Под Пространством понимается такая форма бытия материи, которая характеризует её протяженность, структурность, квантуемость в процессе сосуществования и взаимодействия составляющих её дискретностей. Под Временем понимают такую форму существования материи, которая выражает длительность существования и последовательность смены состояний дискретностей в процессе их движения и преобразования.
        Эйнштейн в теории относительности [2] также даёт реляционное толкование Пространства и Времени: "Время есть то, что мы измеряем с помощью наших часов, а Пространство - с помощью наших стержней". Теория относительности отвергла представления о полной независимости Пространства и Времени, введя единый четырёхмерный пространственно-временной континуум. Первым же выдвинул идею о Времени, как четвёртой координате, наш соотечественник М. Аксёнов в работе "Трансцендентально-кинетическая теория Времени" [3]. А. Эйнштейну, в конце концов, удалось представить гравитационное поле через кривизну четырёхмерного Пространства-Времени. Вакуумные уравнения, полученные Эйнштейном, не содержат никаких физических констант, что говорит об их фундаментальности. Решение вакуумных уравнений Эйнштейна позволило объяснить смещение перигелия Меркурия в астрономии, отклонение лучей света в поле Солнца, запаздывание радиосигналов в гравитационном поле и многое другое. Появилась возможность объяснения тех ядерных экспериментов, в которых при столкновении двух частиц с большой энергией появлялись новые частицы, которых не было в исходных частицах. На протяжении всей жизни Эйнштейн продолжал мечтать о создании единой теории поля, в которой все силы Природы, включая гравитацию и электромагнетизм, слились бы воедино на основе чистой геометрии. Однако, по иронии судьбы, ближе всех к реализации мечты Эйнштейна подошел малоизвестный польский физик Теодор Калуца, который заложил основы нового и неожиданного подхода к пониманию физики, до сих пор поражающего воображение своей дерзостью. Калуца показал, что электромагнетизм можно представить своего рода гравитацией, но не обычной, а гравитацией в ненаблюдаемых измерениях пространства. Своей гипотезой он, по существу, утверждал, что если мы расширим свое представление о Мире до пяти измерений, то в нем будет существовать лишь единое силовое поле - поле гравитации. То, что мы называем электромагнетизмом, - всего лишь часть Гравитационного поля, которая действует в пятом, дополнительном измерении Пространства, которое мы пока не в состоянии достаточно хорошо себе представить. Электромагнитная волна в этой теории не что иное, как пульсации этого пятого измерения. И вообще, в этой теории нет никаких сил, - существует только геометрия искривленного пятимерного Пространства, а частицы свободно "кочуют по этой наделенной структурой пустоте".
        На протяжении последнего столетия не было недостатка в учёных, указывавших на ошибочность эйнштейновского подхода. Вот что пишет по этому поводу известный учёный А.П. Смирнов: "Человечество не восприняло во всей глубине идеологии, представленной в классической механике, а потому пошло по пути создания искусственной модели мира, лишенного движения, жизни, развития. В основе современной физики лежат модели невзаимодействующих частиц, лишённых внутренних процессов вообще. В этой физике нет жизни, это мёртвая физика, это физика моделей, в которых нет ничего от реальности. В настоящее Время формируется новая физика – физика процессов, физика движений".
        Отдельно стоит вопрос о первичности или вторичности Времени относительно Пространства и материи. Авторы синергетики Пригожин и Стингерс в работе "Время, хаос, квант" отмечают: "Время предшествует существованию вселенной". Одной из загадок природы является то, что она, склонная к повторению найденных решений, иногда уходит от унификации, создавая и двоичные, и троичные, и пятеричные, и естественные симметричные десятичные системы.
        Попытка создания теории информационных частиц и полей, как основы построения физической картины мира, была предпринята российским учёным, академиком МАИ И.И. Юзвишиным [4]. В развиваемой им области науки – "Информациологии" в качестве первичного введено понятие информационности. За единицу информационности принят квант "локально-сотовых отношений" – Информацион. В своей основной работе "Информациология" Юзвишин пишет: "Информацион является основной характеристикой всех объектов, полей, излучений, их следов, сред и всего Пространства Вселенной в целом. Информацион выражает меру количества информации, массы, энергии, движения, скорости, плотности и т.д. Информацион обладает такими генерализационными свойствами, как симметрия и асимметрия, пропорциональность и непропорциональность локально-сотовых отношений и самоотношений. Малейшее нарушение симметрии и пропорциональности приводит к проявлению одной из фундаментальных форм информации - самодвижению, обеспечивающему симметрию и пропорциональность тех или иных форм информации на совершенно ином уровне их отношений, например, на уровне орбит вращения планет. Это объясняется тем, что значение ускорения свободного падения в различных местах земного шара и вне зависимости от высоты над уровнем моря практически остаётся постоянным, а на Луне, на других планетах и в космическом пространстве ускорения свободного падения тел одинаковой массы будут различными". Пространство и Время, по И.И. Юзвишину, - это формы существования Информации, а энергия, сила, движение и масса - различные формы проявления её качественных и количественных свойств в реально существующих или искусственно создаваемых процессах и явлениях. Таким образом, информация сначала объявляется первичной по отношению к материи, но тут же некоторым образом материализуется, объявляясь процессом в (на) информационно-сотовом пространстве. И, как и в случае Эфирной концепции, дело остаётся за "пустячком" - экспериментальным обнаружением информациона. И за объяснением природы тяготения, света и опыта Майкельсона кстати.
        Предлагаемой точкой зрения является следующая. Природа ЕДИНА И БЕСКОНЕЧНА и не понимает категорий Пространства и Времени, как таковых. Когда в Природе появляется новый объект, например, рождается Гамма квант из пары электрон-позитрон, то одновременно появляются и его свойства, обусловленные его структурой и формой (формой и содержанием, если хотите). При этом объект, чтобы стать таковым, должен как-то заявить о себе. (Кстати должны заявить о своём исчезновении и электрон с позитроном, что может быть представлено появлением двух соответствующих им античастиц). При наличии соответствующей среды действие этих свойств распространяется от объекта к другим объектам. Некоторые свойства распространяются со скоростью гравитации, другие со скоростью света, третьи звука, а какие-то может быть и с другой (вспомним опыт Козырева). Мы можем ассоциировать изменяющуюся границу проявления этих свойств со стрелой Времени объекта, охваченный границей объем с Пространством объекта, а их распространение - с распространением Информации о свойствах объекта.
        Таким образом, Пространство, Время и Информация, по мнению автора, являются относительными категориями, связанными с объектами и создаваемыми ими в момент рождения. Такой подход, вообще говоря, является распространением подходов теории относительности на Пространство, Время и Информацию. Естественно, что при этом, ни о какой обратимости Пространства, Времени, и Информации для объекта говорить не приходится. Опять же можно представить себе, что Пространства и Времена различных объектов проявляются (на самом деле, это объекты проявляют свои свойства, хотя они сами могут уже и не существовать), взаимодействуя по достижении одного другим. Мы интерпретируем это по своим законам: тяготения, электромагнитным, акустическим и т.д. Установление и использование в своих интересах этих отношений (законов или зависимостей) между объектами и является одной из основных, глобальных задач человечества. Можно говорить о неком среднем, суммарном Пространстве в каждой точке пространства какого-либо объекта - как результате взаимодействия в этой точке свойств от всех объектов. Мы называем его виртуальным, поскольку оно носит динамический характер и некоторых объектов, его создающих, может даже уже и не существовать. При этом суммарное Пространство и Время можно рассматривать в качестве среды, в которой и проявляются свойства объектов. Меру искажения этого пространства за счёт взаимодействия с пространством родившегося объекта можно принять за гравитацию (тяготение).
        Ещё английский ученый В. Клиффорд отмечал, что в физическом мире не происходит ничего, кроме изменения кривизны суммарного Пространства, подчиняющейся закону непрерывности. Материя же по Клиффорду представляла собой сгустки Пространства, своеобразные холмы кривизны на фоне плоского Пространства.
        Нельзя измерить величины, не поместив в точку измерения какой-либо объект. Но объект будет обладать своими свойствами (и своим Пространством и Временем) и будет вступать во взаимодействие с другими, всегда как-то искажая результаты измерений. При этом пробный объект должен быть достаточно маленьким, но обладать достаточным набором свойств, чтобы можно было провести измерения. Проще всего описать объект математически, выбрав координаты в собственном пространстве объекта. Для описания объектов в координатах других объектов служат преобразования Лоренца, которые и использовал А. Эйнштейн.
        Не может быть точки вообще и момента времени вообще, а всегда точка пространства и момент времени каких-либо объектов. Отсюда и многомерность Пространства и Времени. Если мысленно удалить все объекты, то не останется ни пространства, ни времени, как таковых.
        Наблюдатель видит лишь Информацию, идущую к нему, но не видит Информацию, уходящую от него, что называется "в хвост". Из существующих изменений, происходящих с объектами наиболее стабильными, полезными и лёгкими для изучения являются повторяющиеся, вращательные, колебательные изменения, а не однократные и расходящиеся. Их изучением, в основном, и занимается физика.
        Поскольку в природе объекты всегда наделены движением (и, если позволите, самочувствием тоже), они развиваются, иначе говоря, с ними происходят события, изменения. Изменяются (модулируются), соответственно, и их Пространства, Времена и Информация. При этом можно говорить о Времени объекта, как о мере происходящих с ним изменений.
        Вселенная в каждой точке суммарного Пространства дышит, постоянно отражая эти изменения, и как сложно описать его математически в каждой точке из-за бесконечности числа объектов и их постоянной изменчивости! Поэтому несправедливы упрёки в адрес физики, что это физика мёртвых, застывших объектов. Всему своё время. Наука развивается от простого к сложному.
        С нашей точки зрения объекты пытаются как-то расположиться в этом суммарном Пространстве, стремясь к минимуму энтропии. Отсюда и их саморазвитие. Мы трактуем это через введение некого первичного состояния – самочувствия, к улучшению которого стремится всё в Природе [5, 9].
        Например, для нейронов мозга самочувствие определяется нами как некоторая функция от резерва питания и скорости его изменения. Что же такое самочувствие в каждой физической реальности является важнейшим вопросом миропонимания. Трудно представить себе акт появления самочувствия из основных физических параметров, поэтому остаётся предположить, что это свойство является одним из первичных, наряду с массой и движением. Возможно, что самочувствие - это свойство, проявляющееся в стремлении системы к наибольшей устойчивости, к идеалу (по Гегелю, всякое явление, развиваясь, стремится к Идеалу, но что такое Идеал, так и не определено), но здесь эта тема дальше развиваться не будет. Отметим только, что введение самочувствия в ранг основных параметров может помочь в объяснении причин самоорганизации, саморазвития и протекания негэнтропийных неравновесных процессов, что всегда являлось трудным вопросом в естествознании. Такой подход представляется нам весьма конструктивным при объяснении некоторых явлений: от простых физических до сложных психических.
        Теперь получает физическое объяснение наблюдаемый факт расширяющейся в каждой точке Вселенной через расходящиеся от каждого объекта свойства и собственные стрелу Времени, Пространство и Информацию. Объясняется и невозможность нахождения общего центра Вселенной как некого общего начала координат.
        Законы, в соответствии с которыми взаимодействуют пространства и времена различных объектов до конца не изучены, но их отражение мы находим в законах Ньютона, Эйнштейна, Максвелла, Кеплера и других.
        Из квантовой теории (также математической модели Мира) вытекает квантуемость Пространства и Времени. Существует единственная комбинация размерностей из известных нам трёх фундаментальных констант природы: скорости света - c, постоянной Планка - h и постоянной тяготения - g. Это r= [g*h/c^5]^1/2. Из чего следует, что кванты времени составляют по величине около 10^–23 секунды, а соответствующий им размер кванта пространства 3*10^-33см. Можно предложить и совершенно «сумасшедшую» идею: считать эти кванты пространства гравитонами, частицами тяготения, которые объект излучает (свои) и поглощает (чужие) одновременно. Тогда инерцию разгоняемого (тормозимого) объекта можно объяснить «увлечением» движущегося объекта своим же полем тяготения, как это было в теории увлекаемого эфира. Такие малые величины трудно себе представить, так как такое время в сто миллиардов миллиардов раз меньше, чем время прохождения светом отрезка размеров порядка атомного ядра. Понятно, что для физического описания свойств таких объектов "человеческих" понятий пока просто не хватает, поэтому "квантовики" часто говорят: "мы написали уравнения, а вы уж придумывайте разные наглядные сравнения, если хотите".
        Эталоны для измерения человеческих понятий пространства и времени постепенно приходят к использованию атомных явлений. Так метр определяется в настоящее время как 1/650.763,73 длины волны излучения в вакууме атома криптона, с движущегося объекта соответствующей переходу электрона между уровнями 2p10 и 5d5. Секунда – длительность в 9192631770 периодов излучения, соответствующего переходу электрона между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния цезия-133.
        Если же мы уходим в мир моделей, мыслеформ (а мы постоянно переходим от реальных объектов к мыслеформам о обратно, сверяя их по точности предсказания), т.е. в мир нейронных структур мозга [6], и с их помощью пытаемся в своих интересах смоделировать некий фрагмент Вселенной, то здесь мы вольны, строить любые модели, и вопрос стоит лишь о точности предсказания, и его полезности для человека. И если Пространство объекта мы можем определять через область проявления свойств объекта, то давно замеченная неравномерность течения Времени для объекта, его событийный характер позволяют, как мы уже указывали выше, соотносить Время с мерой произошедших с объектом событий. Ведь при каждом событии объект должен объявить о нем, послав соответствующее сообщение. Мы можем рядом с двумя объектами мысленно создать третий, например, положить рядом часы и отмечать, сколько они отсчитали своего времени, считая это временем и для исходных двух объектов. Но поскольку объекты существуют событийно в своих собственных Временах и Пространствах, то мы рискуем при этом вывести относительную обратимость времени и пространства. Вспомните споры о возрасте улетевших и вернувшихся астронавтов.
        Человек всегда изучает мир и строит модели, начиная с каких-то уровней абстракции, или идя "вверх" и синтезируя системы из элементов, или, идя "вниз", раскладывая системы на элементы. При этом он использует факт неравномерного распределения материи в Природе, создавая из элементов системы и занимаясь изучением их поведения. Это, конечно, нарушает концепцию единства и неделимости Мира, но позволяет упростить его изучение, заменяя весьма сложные системы уравнений, описывающих отношения между элементами, относительно простыми системами уравнений описывающих отношения между системами. Уровни абстракции, по существу, являются отражением объектов и их отношений (в сети бесконечного Универсума) в виде их абстрактных фрагментов (чаще всего статических) в нейронной сети мозга. Далее человек пытается построить и оптимизировать модель этого фрагмента, используя память, фантазирование и возможность как-то изменить внешний мир (подогнав его под модель), используя моторику. Такое действие продолжается (даже во сне) до тех пор, пока мозг не получит устраивающей его по точности предсказания прошлого и будущего поведения модели, которые он и будет далее использовать для улучшения своего самочувствия. Когда точность модели перестаёт его устраивать, мозг (человек) изобретает другую модель (чаще всего "стоящую на плечах" первой) с устраивающей его точностью. Так мы заменяем законы Ньютона законами Эйнштейна, уравнения Кирхгофа уравнениями Максвелла и т.д. Физические аспекты работы мозга, их энергетическая основа, выражающаяся в стремлении выжить и улучшить при этом самочувствие, рассмотрены в работах [5, 6].
        Человеческий мозг, из-за своей конечности (всё-таки 10^11 нейронов), весьма плохо осознаёт понятие бесконечности и всё время пытается создать абстрактную модель мира, ограничивая её "снизу" тем, что в настоящий момент открыла физика (сейчас это – тау-нейтрино и физический вакуум), а "сверху" тем, что в настоящий момент открыла астрономия (сфера мироздания, чёрные дыры). Конечно, такая модель помогает мозгу улучшить своё самочувствие, и, в конечном итоге, она всё-таки лучше модели "всё от Бога".
        Вследствие отмеченных свойств Универсума и того, что все живое и, прежде всего человек, могут перемещать, уничтожать и создавать объекты, природа не знает единственного предопределённого пути развития, и это позволяет менее вероятному порядку бороться с более вероятным беспорядком. Первейшая внешняя задача человека состоит в том, чтобы создавать новые и упорядочивать старые системы с целью уменьшения энтропии. Как отмечал Н. Винер: "Человек воздействует в свою пользу на ход событий, гася энтропию извлечённой из окружающей среды отрицательной энтропией – информацией. Познание – часть жизни, более того – самая её суть" [7]. Учитывая все вышесказанное, представляется, что рассуждения об Идеальном и Материальном отходят к области споров о словах.
        Очевидно, что информация неразрывно связана с физическими объектами и их свойствами. На создание основ теории информации немалое влияние оказали выдающиеся физики: Максвелл, Больцман, Сциллард, фон Нейман и другие. Физики, в отличие от философов, хорошо осознали тот факт, что перенос информации между системами всегда связан с переносом энергии и энтропии. Информация может встречаться только в системах с несколькими возможными состояниями, в которых относительно текущего состояния системы, находящейся в неравновесных условиях, имеется некоторая неопределённость. Вместе с тем информация не тождественна энергии и энтропии. Хотя обмен энергией необходим, интенсивность обмена несущественна: даже небольшое количество энергии, например, квант света, может уменьшить неопределённость состояния системы. В физических процессах энтропия может быть передана различными способами, например, путём теплопередачи. Получение информации всегда осуществляется ценой передачи энтропии. Немного упрощая ситуацию, мы можем понимать под информацией обменную величину, тесно связанную с энергией и энтропией, понижающую неопределённость состояния системы. Такой подход даёт возможность ввести понятие количества информации. Количество передаваемой информации всегда определяется пропорциональным уменьшением неопределённости системы, т.е. энтропии. Это - фундаментальный закон, связывающий физику и теорию информации. Правда, не каждая передача энтропии связана с передачей информации.
        Детальное исследование понятия Информации проведено в монографии Р.Ф. Абдеева [8]. Там же проведено её деление на структурную и оперативную (я бы сказал функциональную) информацию. Мы же остановимся лишь на некоторых соображениях, касающихся развиваемой нами теории виртуальных миров. Н. Винер дал самое близкое к нашим идеям определение оперативной информации, как "обозначения содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему". Оперативная информация, передаваемая одним человеком другому, по нашему видению, в той или иной форме является описанием некоей части своего виртуального мира, т.е. той или иной абстрактной (нейронной) структуры (даже если это описание сновидения), передаваемой от одного объекта к другому через определённую среду, используя тот или иной способ кодирования. Объект, от которого передаётся информация, называется источником. Объект, который получает информацию, называется приёмником. Среду, через которую передаётся информация, часто называют каналом связи.
        Информация при передаче и приёме (вследствие самых различных причин) может искажаться, что приводит к отличию восстановленной структуры от исходной. Учёными были предложены и применяются различные "помехозащищённые" способы кодирования, основанные на той или иной избыточности передаваемой информации (даром ничего не бывает). Кодирование – это некий язык, на котором описана информация и который "понимает" приёмник информации. Понимает – значит, может по описанию восстановить исходную виртуальную структуру. В настоящее время, вследствие широкого распространения компьютеров, особое место занимает двоичное кодирование. Единицей информации при двоичном кодировании считается один бит (двоичный разряд), несущий минимум информации. Для работы информационных систем необходима накачка высококачественной энергией, следовательно, существует прямая связь между переработкой информации и самоорганизацией.
        Принципиальным свойством информации является то, что она является отражением разнообразия реальности, а не только материи в классическом её определении. Благодаря информации, могут быть открыты такие свойства объектов, которые при обычном способе изучения были бы недоступны. Такая точка зрения близка и к теософскому пониманию мира. Как писала Е.П. Блаватская в своей работе "Ключ к теософии": "корень всей Природы, объективной и субъективной, всё, что вообще, существует во всём, видимое и невидимое, было, есть и будет навсегда одной абсолютной сущностью, из которой всё исходит и к которой всё возвращается".
        Автор не претендует на полную объективность предложенной модели, но надеется на то, что она, может быть, даст возможность несколько по новому взглянуть на категории Пространства и Времени или хотя бы ещё раз привлечёт к ним внимание любознательных.
        По всей видимости в нашем сознании в каждый момент времени в потенциальной форме содержится огромная, сложным образом структурированная информация, содержащая экспоненциальное множество ответов на самые разнообразные вопросы относительно воспринимаемых нами в данный момент объектах (что и создает эффект осмысленности видимого), однако доступ извне к этой информации чрезвычайно ограничен. Реально, в каждую единицу времени мы можем дать ответ лишь на один единственный вопрос, да и то для этого нередко требуются дополнительные когнитивные операции и, соответственно, дополнительные затраты времени.
        Действительно, если истина - это совпадение мысли и ее предмета, то, поскольку мысль может совпасть лишь только с мыслью, мир познаваем лишь в том случае, если только он, по крайней мере отчасти, одноприроден мышлению. Эта идея лежит в основе, по сути, всякого философского идеализма от Платона - до Гегеля (102). Материя, как это было понятно уже Платону, понимаемая как нечто отличное от духа, от мысли - уже в силу этого абсолютно непостижима (познается, как говорил Платон, с помощью "незаконнорожденного" понятия). Отсюда ясно, что последовательный материализм с необходимостью должен быть агностицизмом. (Если только сам дух не рассматривается, как у Маркса, как "материальное, пересаженное в голову"). Только идеализм может быть основанием познавательного оптимизма.
        Именно благодаря интеллектуальной интуиции и лежащей в ее основе онтологической однородности мысли и определенного слоя объективной реальности, возможно успешное рациональное познание окружающего нас мира. Действительно, если истина - это совпадение мысли и ее предмета, то, поскольку мысль может совпасть лишь только с мыслью, мир познаваем лишь в том случае, если только он, по крайней мере отчасти, одноприроден мышлению. Эта идея лежит в основе, по сути, всякого философского идеализма от Платона - до Гегеля (102). Материя, как это было понятно уже Платону, понимаемая как нечто отличное от духа, от мысли - уже в силу этого абсолютно непостижима (познается, как говорил Платон, с помощью "незаконнорожденного" понятия). Отсюда ясно, что последовательный материализм с необходимостью должен быть агностицизмом. (Если только сам дух не рассматривается, как у Маркса, как "материальное, пересаженное в голову"). Только идеализм может быть основанием познавательного оптимизма.
        Далее, возникает вопрос: если мы обладаем способностью интеллектуальной интуиции, т.е. способностью прямого постижения реальности, то как в таком случае возможно заблуждение, т.е. мышление не совпадающее с предметом мысли? Один из частичных ответов на этот вопрос (его давали неоплатоники, Гегель) - неистинность мышления - это следствие "примешивания" к "чистой" мысли воли и аффектов. В принципе, это верно, но существуют и другие источники заблуждения. Одна из причин заключается в том, что "подлинным" знанием, знанием которым мы владеем, является для нас лишь рефлексивное знание, в котором субъект и объект уже не тождественны в полной мере друг другу (это тождество имеет место лишь на уровне дорефлексивного знания). Причина нарушения тождества субъекта и объекта знания здесь, во-первых, в том, что рефлексия предполагает развертку смыслов через последовательны актуальных переживаний и, таким образом, в сферу "чистых смыслов" вторгается такой фактор, как время, который "дробит" единое "смысловое поле" на отдельные фрагменты, нарушая непосредственную сопоставимость различных смысловых "единиц". Именно поэтому, мы допускаем логические ошибки, не замечаем противоречий в рассуждениях и т.п. Во-вторых, неистинность рефлексии связана с тем обстоятельством, что рефлексивный акт выводит процесс мышления за пределы сферы субъективного, т.к., по-видимому, как уже отмечалось, рефлексия предполагает включение "контуров обратной связи", через которые осуществляется саморегуляция нашего сознания. Этим самым в мышление вводится как бы "мнимая", "фиктивная" составляющая, что непосредственно нарушает тождество бытия и мышления, субъекта и объекта. (Иными словами, предполагается, что сознание, с "функциональной" точки зрения есть нечто большее, чем "чистая" субъективность, т.е. включает в себя и какие-то лежащие вне моего "Я" механизмы).
        Существенный вклад в порождение заблуждений вносит также наше понятийное мышление. Понятия изначально предназначены для того, чтобы передавать информацию (смысл) другому. Но как можно передать смысл словами? Ведь смысл, как мы видели, – это нечто бесконечное. Понятия, однако, и не передают смысл, как таковой. Они лишь указывают, где его нужно искать, т.е. указывают на ту часть "смыслового поля", в которой локализован данный конкретный смысл. Но это указание может быть и ошибочным – понятие может указывать на невозможный объект (круглый квадрат и т.п.), т.е. указывать на пустое место, место вне "смыслового поля". (Отсюда принципиальное различие между идеей и понятием – которое мы находим у многих проницательных философов (Вл. Соловьев, С.Л. Франк и др.). Собственно схоластика – это и есть подмена идей понятиями).
        Далее, возможны заблуждения в сфере "чистой мысли" не связанные с упомянутым воздействием рефлексивной процедуры или искажениями, вносимыми понятийным мышлением. Например, возможны, по-видимому, ошибочные, но внутренне непротиворечивые физические теории. Заблуждение здесь - следствие несоответствия теории действительному положению дел. Объяснить возможность заблуждения в этом случае можно, если учесть, что "Умопостигаемый Мир" не исчерпывается идеальными объектами, тождественными смыслам, заключенным в фундаментальных физических уравнениях. Когда мы во второй главе ввели понятие о "надиндивидуальной идеальной реальности", то в качестве одного из проявлений надиндивидуального статуса бытия мы рассматривали модус "всеобщности". Но "царство" всеобщего (а также необходимого) знания - это сфера математики и логики. Следовательно, "Умопостигаемый Мир" - это не только мир теоретической физики, но он, по-видимому, включает в себя весь математический универсум. Этот вывод, как нам представляется, означает, что "умопостигаемая" реальность содержит в себе не только потенции того действительного, актуального мира, в котором мы себя обнаруживаем, но включает в себя также потенции возможных миров (возможных Вселенных). Все эти потенции в совокупности образуют мир математических объектов, т.е. это потенции объектов, возможных с точки зрения математики и логики. Математика, с этой точки зрения, - это физика возможных миров. (Теория всех возможных миров – как полагал Лейбниц, а также Р. Карнап). Логику можно рассматривать как совокупность наиболее универсальных законов, которым подчинены все возможные миры.

Литература.

1. Лисин А.И. Идеальность. Идеальность реальности. М.: "РеСК", 1999.
2. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: "Наука", 1965.
3. Аксёнов М.С. Трансцендентально-кинетическая теория Времени. М., 1896.
4. Юзвишин И.И. Информациология. М.: "МАИ", 1996.
5. Страхов В.Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / ДА МИД России. М., 2001.
6. Емельянов-Ярославский Л.Б. Интеллектуальная квазибиологическая система: Индуктивный автомат. М.: "Наука", 1990.
7. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: "Наука", 1983.
8. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: "ВЛАДОС", 1994.
9. Емельянов-Ярославский Л.Б. Управление по самочувствию. Internet, http://www.aha.ru/~pvad

Справка:

Страхов Валентин Георгиевич, кандидат технических наук. Выпускник Московского инженерно-физического института по специальности «Цифровые электронно-вычислительные машины», старший научный сотрудник, профессор кафедры теоретической информатики и информационных технологий Института гуманитарного образования (ИГУМО).
В 1959-1985 гг. работал в Научно-исследовательском центре электронной вычислительной техники, где участвовал в создании новых ЭВМ и вычислительных систем на их основе, прошел весь профессиональный путь от инженера до начальника отдела и главного конструктора. Практические результаты научных исследований Страхова нашли применение при разработке оригинальных и серийно выпускаемых вычислительных систем. В 1985-1990 гг. работал главным специалистом Пенсионного фонда Российской Федерации, с 1990 по 2004 гг. - профессором Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Страхов читает лекции и проводит практические занятия по информатике для студентов всех факультетов ИГУМО, а также по компьютерной лингвистике для студентов факультета иностранных языков.
Специалист по информатике, область научных интересов - искусственный интеллект.

Ваньков Б.М., Семенова О.В., Страхов В.Г. Реализация на ЭВМ модели "справедливого налогообложения": Учебное пособие, М.: Дипломатическая академия МИД России, 2003.
Ваньков Б.М., Семенова О.В., Страхов В.Г. Экономико-математические методы анализа национального и мирового хозяйства: Учебное пособие, М.: Дипломатическая академия МИД России, 2004.
Ваньков Б.М., Семенова О.В., Страхов В.Г. Реализация на ЭВМ моделей народонаселения и некоторых задач биологии, М.: Дипломатическая академия МИД России, 2003. 19 с.
Страхов В.Г. Концепция современного естествознания, М.: Дипломатическая академия МИД России, 2001. 48 с.