Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Философия

1983. Пахомов Б.Я., "Эволюция – развитие - структурные уровни материи".


Эволюция – развитие - структурные уровни материи.

Пахомов Б.Я.

Диалектика в науках о природе и человеке. Эволюция материи и её структурные уровни»,
Труды III Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания,
М.: Наука, 1983, стр.243-249.

        Важнейшим направлением диалектизации современного естествознания выступает органичное вхождение эволюционной концепции в комплекс наук о природе. Мы является сегодня свидетелями настоящего революционного переворота в представлениях о Вселенной, обусловленного в первую очередь открытием процесса её эволюции. Идея эволюционирующей Вселенной сразу же побудила исследовать происхождение и эволюцию химических элементов, а затем – и химических соединений. Дополняя эволюционный подход, составивший эпоху в развитии биологии, и марксистскую концепцию исторического развития общества, представления об эволюции неживой природы убедительно демонстрируют фундаментальное значение диалектического принципа развития для мировоззрения и методологии всей современной науки.
        Характерно, однако, что последовательность приобщения различных наук к эволюционной концепции обратна их отношению друг к другу с точки зрения иерархии структурных уровней материи и форм её движения. Диалектическая идея развития была установлена на научной основе первоначально в марксистской теории социальных процессов и вслед за этим эволюционный подход был сформулирован в биологии. Лишь в ХХ веке был установлен факт эволюции Вселенной и стала разрабатываться теория химической эволюции. Что касается эволюционного подхода в познании более фундаментальных уровней материи, например на уровне элементарных частиц, то здесь, видимо, всё ещё впереди. Однако исторический опыт познания свидетельствует о том, что ставить под сомнение применимость эволюционной концепции к фундаментальным уровням физических форм движения нет никаких оснований. Скорее всего наших сегодняшних знаний недостаточно (как это совсем недавно было в отношении эволюции Вселенной или химической эволюции), чтобы доказательно выявить факт эволюции мира элементарных частиц, указать её условия и тенденции.
        Всё более глубокое проникновение эволюционной концепции в современную естественнонаучную картину мира и возможность новых революционных открытий на этой основе диктуют необходимость углубленной философской разработки методологии исследования эволюционирующих систем. К сожалению, в философской литературе затянулись дискуссии о сущности развития и его соотношении с движением, с эволюцией. Дискутируется даже вопрос о всеобщности развития, ставится под сомнение применимость понятия развития к неживой природе. Можно констатировать, что попытки определить развитие через указание его внешних формальных признаков (например, как направленных качественных изменений) не дали убедительных результатов.
        Наиболее целесообразно, на наш взгляд, определить понятие развития в соответствии с содержанием современной научной картины мира через указание на его конечный результат, в котором и должна находить своё выражение содержательная сущность развития. В глобальных масштабах конечным результатом развития выступает возникновение иерархии структурных уровней материи и соответствующих форм движения. Следовательно, развитие и есть процесс возникновения предпосылок, а затем и образования иерархии структурных уровней материи и форм её движения.
        В свете сказанного развитие нельзя рассматривать как отдельно взятый единичный акт изменения отдельно взятого тела. Развитие есть взаимосвязанная система многих процессов, происходящих в системе из большого числа взаимосвязанных элементов, в результате которых рождается новый уровень структуры материи и присущей ему формой движения. Не случайно весь исторический опыт познания показывает, что процесс развития удавалось выявить именно при рассмотрении целостных крупномасштабных систем в соответствующем масштабе времени. И наоборот, как только исследователь переходит к рассмотрению отдельно взятых тел и отдельных локальных их изменений – развитие как процесс немедленно исчезает из поля зрения, и тогда кажется, что развитие не является всеобщим атрибутом материи.
        Всё более широкое распространение в науке эволюционных концепций заставляет более внимательно изучить вопрос о соотношении эволюции и развитии. Довольно часто их отождествляют, рассматривая, например, биологическую эволюцию как конкретный случай процесса развития в мире живых организмов. В таком случае, обнаружив факт, что в биологической эволюции есть восходящие, нисходящие и находящиеся в одной плоскости ветви, делают общефилософские выводы о существовании трёх форм развития - восходящего развития, нисходящего и «невосходящего» «развития в одной плоскости». Нетрудно видеть, что стоит только поставить под сомнение тождественность развития и эволюции, как основания для подобных суждений полностью исчезают.
        Как свидетельствуют данные современной науки, эволюция как тип самодвижения крупномасштабных материальных систем представлена в материальном мире столь широко, что может рассматриваться на уровне философской всеобщности. Примеры эволюции Вселенной, химической эволюции, биологической эволюции могут служить достаточным основанием, чтобы выявить существенные признаки эволюции как типа самодвижения материальных систем.
        Эволюцию роднит с развитием то, что эволюция осуществляется как система многих взаимообусловленных изменений в системе из большого числа взаимодействующих элементов. За счет внутренних взаимодействий система (например, звезда) сама формирует условия своего устойчивого существования, а в последующем сама их изменяет, обуславливая свой переход в качественно новое состояние, как правило, путем скачка. Таким образом, эволюционирующие системы – это системы с самодетерминацией внутренними условиями.
        Как показывают данные современного естествознания, именно в ходе эволюции и в рамках эволюционирующих систем возникают предпосылки формирования новых структурных уровней материи, а затем в силу самодетерминации внутренними условиями формируются сами эти новые структурные уровни материи и соответствующие им формы движения. Таким образом, эволюция включает в себя  развитие как один из своих результатов или, иначе говоря, развитие осуществляется посредством эволюции самодетерминирующихся систем.
        В то же время эволюция не тождественна собственно развитию как процессу формирования иерархии структурных уровней материи и форм движения. По своему содержанию понятие развития уже и специфичнее понятия эволюции, точно так же как понятие эволюции уже и специфичнее понятия движения вообще. Однако по своей сущностной роли развитие есть наиболее важный фундаментальный тип сложного движения, ибо всё, что существует в мире, всё, что движется в нём и способно эволюционировать должно было сначала возникнуть путем развития. И потому именно категория развития есть мировоззренческий ключ к пониманию всего существующего в мире.

Справка:

Пахомов Борис Яковлевич (1929 г.р.), доктор философских наук (1965, тема «Роль прибора в познании микромира»), профессор (1968). Выпускник Орловского педагогического института. С 1966 заведующий кафедрой диалектического и исторического материализма Воронежского государственного университета, с 1976 заведующий кафедрой философии в Московском инженерно-физическом институте.