Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Философия

2003. Крылов И.М., "Формирование научной философии как предпосылка объяснения причины организованности мира и наблюдаемой структуры пространства".


Формирование научной философии как предпосылка объяснения
причины организованности мира и наблюдаемой структуры пространства.

Крылов И.М.

Доклад на II Международной научной конференции "Пространство и время:
физическое, психологическое, мифологическое", Москва, 30-31 мая 2003 г.
http://www.newscience.ru/common/design.php?main_file=../konferencia/konfer2003/krylov.htm

        В докладе предполагается изложить концепцию возможности формирования научной философии и предлагаются примеры использования философских законов (категорий) для решения научных проблем и построения адекватной картины мира.

        Что следует доказать:

        Следует доказать, что возможность существования, наличия мира, метрики и его размерности обусловлена определенными свойствами, ему присущими. Применение этих свойств к построению научной картины мира должно дать модель устройства и организации его структуры, объясняющей его наличие и многообразие форм проявления.

        Доказательство:

        1. В докладе предлагается, в качестве главного условия выхода на решение конкретных научных задач, наличие возможности формирования философии как науки. Философия оперирует с объектами-образами сознания. Образы сознания есть структуры, которые возникают в мозге при взаимодействии сознания с информацией, поступающей от сигнальной системы, в том числе и от структур самого сознания. Поэтому все особенности познания мира, доступного нам посредством сигнальной системы, имеют одну и ту же природу, один и тот же механизм реализации. После формирования таких объектов-образов и после их выделения в качестве мыслимых сущностей, под их воздействием и на основе практики (эксперимента) формируются когнитивные схемы. Эти схемы могут обозначать как локальные формы: вещи, объекты, предметы и их отношения, - так и представлять собой глобальные модели изменения мира в целом. Основой формирования этих моделей являются именно объекты-образы сознания различной общности. Общность как выражение принадлежности свойств общего характера определенному кругу объектов человеческой практики и жизнедеятельности инициирует механизм формирования объектов наук. Иерархическая связь понятий и законов в частнонаучной теории объясняется не наличием иерархических связей между самими свойствами, законами существования этих объектов, а необходимостью объединения объектов мира в группы по принадлежности к общему для них свойству. Философские же законы как научная теория не могут быть организованы таким образом, поскольку объектами изучения на предмет проявления ими всеобщих свойств являются в философии все объекты этого мира, изучаемые одновременно и частными науками. Поэтому в философии нет и не может быть иерархии свойств. Поэтому теория философии формируется иначе, чем теории частных наук. Якобы присущая категориям связь есть лишь следствие применения внешних по отношению к самой теории принципов ее организации, являющихся следствиями идеологических деформаций. Причина деформаций лежит в изначально религиозной форме ответа на вопрос причины организованности мира, где для ее решения требуется наличие или Бога, или, как в любой религиозной философии, особой субстанции (абсолютной сущности) как основы мира.
        Принцип же научной организации философской теории исключает эту деформацию и позволяет выйти на реальные философские формулы, отражающие общие черты действия таких свойств, которые реально отвечают за формирование мира таким, каким он доступен познанию и каким мы его себе представляем.
        Так становятся понятными причины формирования различных философских направлений как проявление различных субстанциальных деформаций в формировании структуры той или иной философской теории. Так, все формы идеализма, материализма и дуализма признаются проявлениями религиозных философий, а основные понятия, принятые в них в качестве субстанций, признаются не выражающими действительного содержания проблемы организованности и теряют свой мировоззренческий и особый идеологический контекст. Им по возможности возвращается их истинное содержание, не связанное с этой функцией.

        2. Важным элементом формирования философской научной теории является и процедура формулирования самого закона. Если исходить из понимания невыведения одних понятий из других, так как сами свойства являются предельно общими и равноправными, то есть ни без одного из них мир не может обойтись, то, следовательно, надо искать другие пути объяснения формирования философского закона как категории. Категория есть закон философии, чья форма определяется практической формой взаимодействия человека с миром. Это подразумевает наличие двух понятий, между которыми устанавливается связь, представляющая собой их взаимодействие и единство. Причиной такой связи является описание действия свойства, где первое понятие обозначает его начало, начало его проявления, а следующее понятие - завершение действия свойства. Самим же определением будет не объяснение одного свойства посредством других понятий и категорий, а описание всеобщих черт именно того объекта сознания, который и является носителем информации о наличии таких особенностей поведения объектов, которые обуславливаются наличием этого свойства, принадлежности его миру, точнее, тому, что за этой схемой стоит, то есть тому потоку информации, который поступает от нашей сигнальной системы. Формулирование определения есть составление понятийно-образной формулы, которая раскрывает основное содержание свойства, то есть дает наглядное описание характерных особенностей его проявления. Это описание формируется на базе культурных, языковых и смысловых традиций, принятых в обществе.

        3. Получив возможность представить сущность процедуры выявления всеобщих и иных свойств и сформулировать действительные определения всеобщих свойств, можно поставить и вопросы об определении свойств, отвечающих за саму возможность мира существовать и наличествовать, то есть быть представленным в разнообразии структурных форм.
        Выделяются следующие пары понятий: носители - уровень, саморазвитие - самоорганизация.
        Первая категория (закон) имеет следующее определение, которое выводится из утверждения о невозможности построения мира из самого себя, если у него не будет единого основания. Однако она учитывает и такой аспект данного содержания, как наличие также и бесконечного числа таких уровней, таких оснований. В отличие от атомистических представлений о наличии первоэлементов, данная точка зрения лишена недостатка, который выражается в невозможности мира иметь основание, если его «матрешечная» структурность бесконечна, то есть бесконечное деление мира на отдельные объекты противоречит идее его структурности. Если предположить, что все объекты строятся на основании изменений других объектов, то при бесконечности и вечности мира, как выражения действия одного из его всеобщих свойств, такое деление не может подразумевать вообще никакой определенной основы, так как бесконечность не может ни на что опираться, поскольку опиралась бы на самое себя. С другой стороны, если ввести некую выделенную особую основу всего, то уже сама основа нуждалась бы в некоем основании, в обосновании своего присутствия, что необходимо приводит к формулированию понятия многоосновности, многоуровневости мира. С другой стороны, наделение единой основы свойством Абсолютности, субстанциальности приводит к необходимости признания наличия особых субстанциальных свойств, что автоматически делает свойства, доступные нашему познанию, неистинными, то есть не отвечающими критерию принадлежности Абсолютному. Но практика подтверждает истинность именно тех знаний, которые мы имеем и которые должны были бы быть неистинными. Поэтому или придется до бесконечности умножать сущности, дабы избежать противоречия и тем самым только всякий раз снова переносить решение проблемы организованности на новую почву, или признать, что свойства организованности должны обнаруживаться в качестве определенных закономерностей, исходя из получаемой нами информации, то есть эти свойства должны быть присущи тому миру, с которым мы имеем дело. Следовательно, и ответ, и само определение - процедура чисто техническая и вполне реализуемая. Именно таким вариантом научного решения проблемы объяснения существования мира и является категория: носители - уровень.
        Так же обстоит дело и с определением свойства мира, объясняющего его структурное многообразие. Мир не может иметь бесконечное разнообразие, поскольку его бесконечное и вечное становление неизбежно привело бы к формированию или одного однородного объекта или вообще потеряло бы свою наличность, так по мере ее формирования она тотчас же бы утрачивалась. В обоих случаях мы бы вообще ничего не наблюдали из той картины предметного мира, которую имеем перед глазами. Частным доказательством этого может служить отсутствие сверхразума и следов его присутствия, и это с учетом 15 миллиардов лет существования Вселенной и экспоненциальной скорости развития цивилизации на нашей планете, что заставляет задуматься об иных объяснениях устройства мира, нежели его бесконечная сложность или «матрешечность».
        Естественным и единственно конструктивным решением с учетом предыдущего принципа уровневости может служить представление об ограниченности разнообразия свойств уровня, а следовательно, и самого разнообразия структурных форм, его представляющих. Ограниченность свойств одного уровня формирует ограниченность, но не пустоту, свойств последующего.
        Так формируется «лицо» мира, его наличие, то, что дано нам как его предметность.

        4. Данные свойства имеют и свои определения.
        Носители - уровень: всё существующее имеет основание.
        Саморазвитие - самоорганизация: все существующее реализуется, что означает наполнение мира объектами всех возможных конфигураций, обоснованных наличием достижения всех состояний, заложенных в его сущности.
Использование в определении более конкретных образов, взятых из научной практики освоения конкретных объектов частных наук, искажает смысл процедуры определения и потому является неприемлемым. Но ничто не мешает строить на основании формульных определений философских законов соответствующим образом измененных когнитивных схем и моделей. Ничто, соответственно, не мешает применять эти принципы для построения или изменения картины мира.

        5. Соответствие и достаточность данных законов обнаруживается при применении их к объяснению научных теоретических схем и явлений, изучаемых наукой.
        Физика уже может предоставить доказательства.
        Первое из них - отсутствие чудес.
        Второе - как следствие, закон сохранения.
        Третье - наличие минимальных размеров объектов, далее которых познание физически невозможно, поскольку отсутствуют инструменты его познания (и появиться они не могут даже теоретически).
        Четвертое - наличие максимальных размеров объектов (Вселенная не объект, и даже не система).
        Пятое - наличие реликтового излучения как «показателя скорости основного процесса обмена энергией между веществом и вакуумом».
        Шестое - отсутствие (необнаруживаемость) частиц «гравитонов».
        Седьмое - ускоренное расширение Вселенной, нарушающее закон Хаббла и свидетельствующее о его иных, нежели ранее, интерпретациях.
        Восьмое - изотропия и однородность Вселенной.
        Девятое - наличие квантовых эффектов и вероятностного детерминизма.
        Десятое - ограничение предельной скорости передачи взаимодействия (точную мы все равно не узнаем, но приблизительную).
        Одиннадцатое - «ни одна система подпространств (иначе: ни один физический объект) не может оказаться внешним по отношению к гравитационному полю (а это условие наблюдения гравитонов), наоборот, гравитационное пространство и есть „внешнее“ для любого другого подпространства».
        Иными словами, мы никогда не заглянем за границу нашего слоя и не сможем познать то, что принадлежит другому уровню, и более того - это нам и не нужно, так как там «другая физика».
        Так что все попытки найти единственно верную формулу всего обречены на провал. Кроме геометрических и релятивистских эффектов, мы не можем наблюдать ничего. Поэтому прав А. Эйнштейн, только уже у данной теории (ТО) есть и философское обоснование, которого она была лишена ранее.

        6. С данных позиций возможно представить и причины возникновения высших форм существования объектов.
        Любые изменения состояний объектов мира есть отражение разнообразия форм реализации существования объектов уровня, и никоим образом не являются результатом самостроительства или накопления структурных изменений в результате какой бы то ни было целесообразной или направленной формы взаимодействия. Поэтому не существует никакой «стрелы времени».
        Наличие сложных систем объясняется закономерным процессом формирования объектов в условиях ограниченного окружения и ограниченности качественного многообразия фундаментальных взаимодействий, когда решающую роль начинают играть резонансные, адаптационные формы реагирования на это окружение. Максимально возможной формой такой реализации в условиях наличия достаточного (близкого к максимальному (правило ограниченности свойств уровня)) многообразия проявления форм (также ограниченного в силу ограниченности фундаментальных свойств) такого усложнения является Разумная форма существования сложных систем. Из этого следует «тупиковость» и ограниченность в пространстве и во времени существования любых систем данной сложности. Чем и объясняется отсутствие реальных наблюдаемых форм существования разумных объектов внеземного происхождения.

        Резюме.

        Предложенная концепция решает задачу формирования научной философской теории путем решения как внутренних методологических проблем, так и благодаря адекватному применению ее методов для формулирования недостающих философских законов, и позволяет восстановить те элементы научной картины мира, конструирование которых не входит в компетенцию только отдельных научных дисциплин и не может быть осуществлено только их средствами без использования результатов философского исследования.

Справка:

Крылов Игорь Михайлович, предприниматель, г. Рыбинск, Ярославской обл.