Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Философия

2001. Разумовский О.С., "Времени не существует - считает философ Олег Разумовский. Новосибирский ученый разработал новую теорию времени".


Времени не существует - считает философ Олег Разумовский.
Новосибирский ученый разработал новую теорию времени.

Газета «Вечерний Новосибирск», 10 августа 2001 г.
http://www.vn.ru/10.08.2001/society/12806

        Проблемой времени интересуются многие. Собственно, с той поры, как человек стал размышлять, он и ломает голову над феноменом, который сам и назвал - ВРЕМЯ. Философы, социологи, биологи, математики - кто только не изучает время. В разных странах и на разных континентах. Концепции бывают самые разные - только основных, например, как считается, есть четыре. А новосибирский философ профессор Олег Разумовский, например, утверждает, что время... вообще не существует.
        Совсем недавно профессор Разумовский отметил свое 70-летие. Начинал он с изучения современного детерминизма и экстремальных принципов в физике. С тех пор выпустил одиннадцать монографий, написал более 200 научных статей. Одиннадцать его учеников стали кандидатами и докторами наук. Впрочем, новосибирцы могут поближе познакомиться со взглядами своего земляка по книге «Оптимология», где он рассуждает об общей теории оптимизации. Между прочим, теорию эту неплохо бы знать, поскольку касается она многих сторон человеческой деятельности.
        Но об этом как-нибудь в другой раз, поскольку говорить мы собрались как раз о времени.
        - Олег Сергеевич, как давно вы занялись изучением проблемы времени?
        - Проблемами времени заниматься я стал с конца 80-х годов. Первая публикация появилась в Болгарии в материалах международного конгресса «Космос и философия». Речь шла о решении задач с обратной стрелой времени применительно к космологии. Это математические уравнения, которые позволяют рассчитать - по-простому говоря - что было до того как... Такие задачи решались нашими выдающимися учеными в приложении к вполне конкретным заданиям, например, в гидродинамике, а я решил перенести их в космологию. То есть рассчитать состояние космоса.
        - В нашей стране феномен времени ведь тоже изучали...
        - Да, конечно, были сторонники всех основных теорий, но я, внимательно проанализировав научные труды, понял, что мне наиболее близка точка зрения всемирно известного математика Курта Геделя, который в своей переписке писал о том, что время - не более чем иллюзия. Эту же точку зрения разделяет знаменитый чикагский философ Хао Ванг.
        А тут как раз началась дискуссия, и я выступил со своей собственной теорией, которую назвал ноумено-феноменологической концепцией времени. Как раз в это же время белорусский академик Вейник и один из американских ученых заявили, что время состоит из особого вещества, которое они назвали хрональным. Пространство, по их теории, тоже, кстати, состоит из особых частиц - метрических. Начался спор...
        - В чем суть вашей теории?
        - Суть проста - времени, как физической сущности, на самом деле не существует. Ни один ученый никогда его не измерял. А то, что в науке называют теорией времени, это лишь теория часов. В принципе, в роли часов может выступать любой объект.
        Согласно моей концепции, существует материя, ее движение и идеальное как проявление активности рефлексии. Таким образом, пространство - это проявление конфигурации отношений и положений элементов, а время лишь только имя, специальное понятие, которое придумали люди для того, чтобы обозначить изменение вообще.
        - Времени нет, но люди часто говорят: «Время течет». Парадокс?
        - Само понятие времени своим появлением в нашем мышлении и в человеческой культуре обязано свойству нашего сознания, строить, опираясь на память, не только абстракции, но и обобщенные сложные конструкции.
        Действительно, главный образ времени - это образ реки, ее течения. Мы создаем этот образ через культуру. То есть подключается наше образное видение мира.
        - Каковы же следствия из вашей теории?
        - Если принять мою концепцию, то мы приходим к необходимости переформулировать многие положения науки, а также цели, смысл и направления многих исследований. Понимание того, что время - это иллюзия сознания, очень серьезно отразится на всем. Вообще хочу заметить, что создать полную теорию времени означает создать теорию изменяющегося мира и, получается, также нас самих, наших чувств, нашего мышления. Может быть, громко прозвучит, но это сверхзадача человеческого познания.
        - Какова была реакция на ваши идеи?
        - Кое-кто не хотел публиковать статьи, некоторые физики убеждали, чтобы я от своей теории отказался, поскольку очень, по их мнению, заблуждаюсь...
        Что я могу сказать?! Люди находятся в плену старой-старой парадигмы - по существу еще ньютонианской, которая убеждает нас, что время - есть некая независимая сущность.
        - А как же быть с многомерностью?
        - Измеряя время, надо помнить, что его как сущности нет - есть лишь изменения. Сам этот термин является архаичным. Побеседуйте с филологами, и они вам расскажут о корнях самого этого слова. Понятие время аналогично в славянских языках понятию порядок.
        - А как насчет путешествий во времени?
        - В известном смысле все времена суть настоящее. Опускаясь по лестнице иерархии масштабов от космоса до собственной личности, мы получаем вложенные друг в друга наподобие матрешки времена. Прошлого нет, потому что оно уже исчезло. Оно уже заключено в настоящем, оно здесь. Будущего тоже нет, поскольку оно еще не реализовалось, и мы можем лишь предполагать, каким оно может быть.
        Так что, наше настоящее почти полностью нагружено прошлым, и известный философ Шпенглер не случайно говорил о прожитом человеком, как о пространстве.
        Кстати, самый показательный в этом смысле пример - ремонт, которым мы постоянно занимаемся и дома, и на работе. А что это такое? Это попытка восстановить старые конфигурации - то, что было или, если быть точным, непрерывные контрдействия против нарушений прошлых конфигураций элементов и их отношений во всех смыслах. На принцип сохранения прошлого опираются индустриальное производство, агрокультура, такой элемент духовной жизни как язык. Все это и есть прошлое в настоящем.
        - То есть, получается как в песне: «Есть только миг между прошлым и будущим...»
        - Тем не менее, будущее предвидимо, и мы можем совершать путешествия туда, опираясь на знания настоящего и прошлое настоящего. И мы с вами на самом деле каждый миг находимся в будущем. Так что, идея Гераклита о том, что все течет и все изменяется, получается, достаточно относительна.
        - А как быть с черными дырами, о которых так много говорят и пишут?
        - Об этом много писал Стивен Хокинг. Его «Краткая история времени» очень популярна в нашей стране. Хочу заметить, что его идеи не противоречат моей теории, а что касается черных дыр, то ведь этот вопрос связан со всеобщей историей реального физического мира, его эволюции. Но никакой информации из черной дыры не выходит! Да собственно, в природе никакой информации и не существует. Нет такого феномена! Есть просто сигналы, которые мы интерпретируем... Это точно та же история, что и со временем: все - в человеке.

Справка:

Разумовский Олег Сергеевич (1931 г.р.), доктор философских наук (1978, тема «Детерминизм и вариационные принципы в физике»), профессор. Начиная с 1979 г.,  заведовал последовательно кафедрой философии ИПК при НГУ и работал профессором НГУ. С 1984 по 2004 гг. заведовал секторами логики и теории познания и философии науки и техники, работал ведущим и  главным научным сотрудником в Институте философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук (Новосибирск). В настоящее время - профессор кафедры философии Новосибирского государственного университета (НГУ).