Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Философия

2002. Сидоров Е.Ю., "Жизнь? Да разве ж это жизнь?"


Жизнь? Да разве ж это жизнь?
Размышлизмы о живом и мертвом.

Сидоров Е.Ю.

Информационный UFOлогический бюллетень «Аномалия»,
г. Рига, Латвия, 2002, № 1(2), стр. 16-28.

        Жизнь, как природное явление, волновала философов и ученых во все времена. В чём отличие живого от мертвого? Как возникла жизнь? Что это, случай или закономерность? Можно ли дробить живую субстанцию на фрагменты, и до какого предела, так чтобы не потерять сущность жизни как таковую? Какие мыслимы формы и виды жизни? Наша, белковая, форма жизни – универсальное явление в природе или представляет из себя исключительный феномен во Вселенной? Каковы перспективы развития жизни и есть ли предел развитию и совершенству жизни и можно ли говорить об иерархии живых существ во Вселенной? Эволюция и инволюция, жизнь и смерть, прогресс и регресс, что это? Вопросов много и каждый тянет на серьезный научный труд...
        Но в этой статье я не ставлю задачу дать исчерпывающий анализ жизни, как явлению природы, а попробую конспективно провести экспресс-анализ основных признаков и свойств жизни и постараюсь сформулировать свой ответ на главный вопрос: «А можно ли делить материю на живую и неживую?»

        Долой антропоцентризм!

        Всё, что автору за свою жизнь пришлось узнать про феномен жизни во Вселенной, по проблемам поиска внеземной жизни или о жизни на Земле, касалось в основном биологической (органической) формы жизни. Любая модель или исследования априори настраивались на поиск именно органической формы жизни, рассматривались условия ее возникновения и развития. Учеными формировались соответствующие исследовательские программы SETI (CETI) поиска разумной жизни во Вселенной или установлению с ней двухстороннего контакта. Разрабатывались соответствующие методики и приборы...
        Исследователями были сформированы условия, при которых органическая жизнь может возникнуть на небесных телах. Оказалось, что для возникновения жизни подобной нашей, необходимо выполнение достаточно жестких условий, касающихся, как центральной звезды, так и самого небесного тела, на котором нарождается жизнь. Были также сформулированы физико-химические условия существования и эволюции биологической (органической) формы жизни. Более того, оказалось, что Вселенная потрясающим образом «настроена» именно на эту форму жизни. Был сформулирован антропный принцип (комбинация мировых констант), который утверждает: «Вселенная именно такая, потому что в ней есть наблюдатель». Этот принцип имеет и обратную формулировку.
        Обратим внимание, что антропный принцип касается опять же биологической (органической) формы жизни! А чему собственно удивляться? Тому, что Вселенная подстроена под человека, под его биологическую форму бытия? Ничего подобного! Всё с точностью наоборот! Вселенная такая, какая есть и в ней, в соответствии со сложившимися физико-химическими условиями на небесных телах, и возникла именно эта форма жизни. Иначе просто и быть не могло! Очевидно, что в иных физико-химических условиях неизбежно возникнут иные формы жизни, не имеющие к органике никакого отношения! Что это за формы? Да любые организованные структуры, способные к эволюции и развитию. Место обитания – любая точка Вселенной!
        Человек очень антропоцентричен в своих представлениях о явлениях природы и живым считает то, что близко ему по биологической природе. Но давайте отойдем от этого «центризма» и начнём воспринимать мир таким, какой он есть, во всём его многообразии форм. В этом случае придется признать, что жизнь является универсальной формой движения материи, а также любой системы.
        Можно с большой долей уверенности предполагать, что жизнь есть всеобщее свойство окружающей материи и любой системы во всём своём многообразии видов и форм проявлений. Безусловно, можно говорить и об уровне организации живых существ и систем. Эти уровни формируют ИЕРАРХИЮ живых существ и систем во Вселенной, охватывающей весь спектр бытия от микромира до терамира. От примитивных форм (в нашем понимании), до суперразвитых форм жизни...
        Надо, наконец, принять простую истину, биологическая (органическая) форма жизни – одна из бесконечного множества форм жизни. В ХХI веке пора человечеству вылечиться от антропоцентризма в самом широком его понимании. И, в частности, признать, что биологическая форма жизни есть один частный (вполне может и незначительный) случай проявления феномена жизни во Вселенной!

        Жизнь, как философская категория.

        Как известно, под категорией (kategoria - греч. – высказывание, признак) в философии подразумевают наиболее общие и фундаментальные понятия, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
        Интересно, но понятие жизни вообще не попало в перечень основных философских категорий. В философии нет такой категории, как жизнь! Что-что, а уж понятие жизни вполне отвечает требованиям, предъявляемым к фундаментальным мировоззренческим категориям. Почему так произошло, должны ответить философы. Известно, что философские категории образовывались, как результат обобщения исторического развития познания мира. И в их содержание вкладывалось то общее понимание бытия, которое в то время доминировало в мировоззрении. На заре формирования основных философских категорий, жизнь рассматривалась, как явление искусственное, созданное Богом. Один вопрос – один ответ. Жизнь в своем роде одна и её свойства и характер заранее предопределены божественным промыслом...
        Современная философия, опираясь на современную науку и, прежде всего, на достижения биологии, вплотную подошла не только к вопросу о включении концепции множественности жизни и форм её проявления во Вселенной в систему научных знаний, но и к вопросу признания явления жизни, как универсальному и всеобщему свойству самой природы и входящих в неё различных структур, включая социальные и информационные системы!
        Можно надеяться, что в новую философскую доктрину, в новую систему знаний и миропонимания (парадигму), понятие жизни будет, несомненно, включено в качестве полноправной философской и научной категории.

        Признаки жизни.

        Рассматривая жизнь, как явление в природе, можно выделить несколько общепризнанных в науке признаков, которые в большей или меньшей степени характеризуют «живую» материю, её эволюционные изменения.
        Вроде бы, что может быть проще? К живому относится всё, что... живет и развивается! Животные и растения, одноклеточные и многоклеточные организмы, человек и т.п. А к неживому... неживой, мертвый мир природы – минералы, автомобили, звёзды, планеты... Живое рождается, эволюционирует, размножается и... умирает. Однако, не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд.
        Современная биология позволяет указать несколько характерных признаков, присущих живой, биологической (органической) материи. По мере развития науки, граница существования жизни отодвигалась, постоянно расширяя область существования живой материи. Какие же основные признаки жизни можно выделить?
        Во-первых, это способность активной адаптации к изменению условий окружающей среды.
        - Адаптация (лат. adaptare – приспособлять) – приспособление организма, органов чувств к окружающим условиям.
        - Мутация (лат. mutatio – изменение, перемена) – внезапно возникающие или экспериментально вызываемые новые наследственные признаки, обусловленные изменениями клеточных (в основном - ядерных) структур.
        Очаг жизни, раз возникнув, стремится удержаться в изменяющейся внешней среде во чтобы-то ни стало! Живая материя демонстрирует потрясающие способности к адаптации и целенаправленной мутации. При этом даже существенные изменения параметров внешней среды не в состоянии затушить очаг жизни. И этому есть масса примеров. А существуют ли естественные механизмы (помимо мутационного), повышающие адаптационные свойства живых систем? На первый взгляд есть два существенных фактора, повышающих адаптационные свойства живых систем. Это кооперация усилий субъектов (видовая адаптация) и создание искусственной среды обитания, т.н. техносферы.
        Видовая адаптация (широко известный принцип – чтоб не умереть поодиночке) широко используется на всех уровнях организации живой материи и систем (включая и социальные системы). От кооперации микроорганизмов, до кооперации социальных структур (обществ и государств). Выгоды от такой «кооперационной адаптации» очевидны – это коллективное противостояние разрушающим силам и факторам внешней среды.
        Создание техносферы – искусственной среды обитания, является активной формой противодействия живых систем факторам внешней окружающей среды. Искусственная среда обитания всегда определенным образом подстроена под нужды её обитателей.
        И всё же можно ли говорить о зависимости способности к адаптации и степени организации живой системы? Есть ли разница между адаптационными способностями человека и... микроорганизма? Между адаптационными способностями социального организма (общества или государства) и... минералом? Вопросы не простые и требуют отдельного анализа.
        Во-вторых, живая материя, раз возникнув, сразу же стремится к экспансии, активному захвату жизненного пространства и преобразованию его «под себя». Можно говорить об активной форме неудержимой экспансии жизни во Вселенной.
        В-третьих, в процессе экспансии живая материя постоянно сталкивается с возрастающим сопротивлением окружающей среды. С «нежеланием» окружающей среды подчиняться и преобразовываться под нужды живой материи! Это постоянно действующее сопротивление внешней среды является действенным стимулом живой материи на саморазвитие и совершенствование. В противном случае жизнь обречена на остановку в своем развитии, поглощение и уничтожение окружающей средой! Остановка в развитии для живой материи смерти подобно! Жизнь, как огонь, существует, пока потребляет энергию и вещество извне!
        В-четвертых, ресурсы на экспансию живая материя черпает из окружающей среды, из живой и «неживой» материи. Для осуществления неудержимой экспансии живая материя должна саморазмножаться, увеличивая число своих активных, «боеспособных» особей.
        В-пятых, должен работать механизм преемственности между поколениями живых существ с передачей своего опыта и положительных характеристик, приобретенных в процессе своего развития, последующим поколениям, что является неотъемлемой характеристикой и собственно основным смыслом бытия живой материи.
        В-шестых, должен работать механизм естественного отбора (на определенном этапе развития жизни включается также и механизм искусственного отбора) наиболее жизнестойких особей (систем) среди всего многообразия форм и видов живых существ.
        Вышеперечисленные признаки, безусловно, далеко не все, что сегодня может привести современная наука.
        Отметим, что было бы неверным считать, что вектор развития жизни направлен только на созидание и упорядочивание себя и природных структур (нэгэнтропийные процессы). Очевидно, что жизнь, как всеобщее явление природы, также постоянно нуждается и в процессах разрушения, дезинтеграции материи, повышающих общую энтропию в природе, хотя бы с целью потребления энергоресурсов.
        Эти противоборствующие процессы разрушения и созидания и есть основные движущие силы, ответственные за развитие эволюционных процессов во Вселенной! именно эти процессы и обуславливают очевидную двуполярность нашей Вселенной, проявляя себя по существу, во всех без исключения явлениях и объектах, на всех уровнях нашего мироздания!
        Любой объект или система во Вселенной имеет свое время жизни и проходит известные основные стадии в своем развитии: рождение, эволюцию, инволюцию и смерть.
        - Рождение – явление локального повышения упорядоченности материи или любой системы, в процессе её структурирования, интеграция входящих элементов, появление объекта как законченной единицы.
        - Эволюция (лат. evolutio - развертывание) – длительный период развития и структурирования материи или любой системы, одна из форм движения, развития в природе и в обществе.
        - Инволюция (лат. involutio – свертывание) – длительный период деструкции, разрушения материи или системы, её деградация, как объекта.
        - Смерть – процесс разупорядочивания материи или системы, её разрушение и дезинтеграция составляющих элементов, деструктурирование и ликвидация объекта, как единицы.
        - Время жизни – период развития материи или системы в интервале от рождения до смерти.
        Как видим, под понятия рождения, эволюции, инволюции, смерти, время жизни в принципе подпадает вся окружающая материя от мира минералов до человека, от социальных организмов (обществ и государств) до... информационных систем. Вообще-то, отсутствие четких границ раздела в природе во всех сферах бытия, по-видимому, является весьма характерным признаком нашей Вселенной. И четких границ между растительным и животным мирами, между бытием и небытием, между разумным и неразумным, между живым и мертвым, между любыми полярными понятиями и т.п., судя по всему, не существует! Современная наука этот тезис блистательно подтверждает.
        Существует соблазн под жизнью понимать любые эволюционные изменения в структуре материи или системы. В этом случае можно считать, что живет любой объект или система. Ведь всегда можно выделить моменты рождения, развития (или деградации), смерти (уничтожения) объекта. При этом, безусловно, постоянно работают, как процессы эволюции, так и процессы инволюции. Правомочно говорить и о времени жизни объекта. В этом контексте под жизнью, в общефилософском понимании, можно понимать процессы постоянного возникновения и разрушения, интеграции и дезинтеграции материи, её структурирования и разрушения, перехода от простого к сложному и наоборот.
        Но не всякое изменение, пусть и эволюционно оформленное, является жизнью в понимании биологии.

        Жизнь, как форма движения.

        Эволюционными процессами, изменением охвачены все без исключения объекты Вселенной, видимые и невидимые! В этом плане жизнь является универсальной формой движения материи и систем и охватывает все без исключения уровни мироздания Вселенной – микромир, макромир, мегамир, терамир...
        Жизнь – это универсальная форма движения материи или любой системы.
        При этом под системой будем подразумевать любой структурированный организм – биологический, небиологический, социальный, информационный и т.п.
        Вся Вселенная пронизана невидимой «жизненной» энергией («Духом» в религиозном понимании) и силой. Что это за энергия и порождаемая ею сила, которая ответственна за эволюционные процессы во Вселенной, ответит будущая наука. Но это, безусловно, не дарвиновская теория эволюции видов и естественного отбора. Не трудно видеть, что эта теория описывает лишь один из финишных механизмов эволюции в развитии конкретной формы (органической) жизни. Очевидно, что до «включения» этого механизма отбора работали иные механизмы упорядочивания самой материи.
        Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что эта «жизненная сила», ответственная за повышение упорядоченности во Вселенной, определенно является мощным фактором, противодействующим «силам смерти» и разрушения. Можно говорить и о разной степени организованности материи, её составе и формах обмена энергией и веществом и т.п. Иными словами, об иерархии объектов и систем на материальном плане бытия. И в основе этой иерархии живых объектов лежат не только вышеприведенные признаки, но и психические функции и разная степень раздражимости самих материальных объектов и систем.
        Но было бы ошибкой считать, что смерть является завершающим этапом развития объекта, этапом, на котором прекращаются все процессы функционирования и наступает... небытие. Смерть и последующее разрушение с диалектической точки зрения, очевидно, является начальным, стартовым моментом, т.с. «строительным материалом», для рождения иного объекта или системы со своей новой историей и... судьбой! Жизнь – это рождение, жизнь – это развитие, жизнь – это постоянные преобразования, жизнь – это... смерть! И в этом нет противоречия. Смерть – это лишь определенный, незначительный (кому как!) этап в развитии материи и систем в иной форме и в ином виде. Смерть – это рождение. Смерть – это генерация нового строительного материала для последующих форм жизни.
        В природе мы наблюдаем бесконечную череду этих взаимопревращений. Простое объединяется в сложное. Сложное в суперсложное, а суперсложное переходит в... простое. Происходит эволюционное развитие материи или системы и развитая, более структурированная форма переходит в новую, еще более совершенную форму или... разрушается, давая строительный материал для вновь нарождающихся форм жизни и бытия.
        Процессы преобразований имеют разную степень сложности и организованности, и все эти процессы отображают единый и универсальный закон жизни! с этой точки зрения жизнь можно считать неуничтожимой, т.к. жизнь – это постоянный процесс преобразований. Жизнь вечна, как вечно движение материи.
        Имел ли начало этот процесс бесконечных преобразований и имеет ли конец, вопрос интересный и требует отдельного анализа.

        Жизнь, как биологическое явление.

        Но жизнь жизни рознь! Очевидно, можно выделить более сильное, но более узкое понятие жизни, как явление биологическое. Но в этом случае под этим понятием мы подразумеваем любую форму жизни, включая, естественно, и привычную нам органическую жизнь.
        Биологическая жизнь – одна из форм движения саморазвивающейся, самоподдерживающейся и размножающейся материи, активная форма бытия.
        Понятно, что любая биологическая жизнь есть форма движения материи, но не всякая форма движения материи является биологической жизнью. Действительно, никто не будет отрицать, что есть разница между, например, минералом и человеком. Или социальной системой (обществом) и растением. То, что все эти объекты и системы подвержены эволюционным изменениям, сомнений нет. К ним вполне применимы вышеприведенные понятия рождения, развития, деградации, смерти. Безусловно, можно говорить и о времени жизни. Но в биологических системах и объектах определенно действуют механизмы, которые не работают (или слабо работают) в небиологических системах (размножение, псифункции, самопознание, созидание, активная экспансия, раздражимость и т.п.). И опять же в этом случае мы наблюдаем свою иерархию объектов по организации и степени проявления специфических признаков биологической жизни.
        Современная наука включает в свое рассмотрение лишь известные нам формы биологической жизни. Но, как понятно, это далеко не всё.

        Жизнь искусственных организмов.

    Биологическая форма жизни в процессе энергопотребления неизбежно деформирует (не всегда в лучшую сторону) свою среду обитания. На определенном эволюционном этапе своего развития, биологическая форма жизни неизбежно приходит к необходимости создания искусственной среды обитания. Это проявляется в процессах созидания новых, искусственных объектов, сред и систем (информационные системы). Возникает искусственная техносфера обитания, которая неизбежно включается в общий эволюционный процесс во Вселенной на правах самостоятельного объекта (субъекта?). При этом любая искусственная система или объект начинает свой, только ему присущий, жизненный эволюционный цикл от рождения до смерти.
        Искусственные системы – результат созидательного, творческого труда биологических форм жизни. Безусловно, можно прогнозировать пути эволюции искусственных организмов, систем и сред, их влияние на развитие биологических организмов и т.п.
        Жизнь искусственных организмов – форма движения искусственно созданных объектов и систем.

        Жизнь социальных организмов.

        Жизнь социальных систем (обществ, государств), социальных организмов, стоит особняком в иерархии живых объектов Вселенной. Социальный организм – нематериальный объект и в этом его особенность. Общество является совокупностью живых, биологических сущностей. Однако общество не простая механическая совокупность индивидов. Это качественно новое формообразование, живущее по своим внутренним общественным законам, и является наивысшей формой жизни, известной современной науке. Общество есть новая, более высокая формация с более высокой степенью организации по сравнению с входящими в неё субъектами. Безусловно, общество также подчиняется фундаментальным законам эволюции во Вселенной.
        Жизнь социального организма (общества) есть форма движения социальных (общественных) систем.
        Опять же социальные организмы можно разделить по уровню их организации, управления, координации, уровню развития и т.п. Любое общество неизбежно проходит известные эволюционные периоды в своем развитии: рождение (формирование), эволюцию (развитие), инволюцию (упадок) и смерть (гибель), т.е. те же этапы, что и любой материальный объект или система во Вселенной в процессе своей эволюции. И не видно принципиальных причин, чтобы было иначе. Есть ли предел в развитии социального организма? Ведь согласно вышеприведенной эволюционной логике, смерть – неизбежный этап в развитии любого объекта или системы. Можно ли избежать этот фатальный конец? Слабую надежду дает рассмотрение управляемой эволюции социальных систем. Но опять этот вопрос выходит за рамки данной статьи.

        Живое или мертвое?

        В контексте вышесказанного возникает вопрос правомочности деления материи и систем на «живую» и «мертвую». Ведь многие параметры, которые выше сформулированы для «живой» материи, вполне работают и для, так называемой, «мертвой» материи.
        Природа, как отмечалась выше, не терпит резких переходов между своими состояниями. Все процессы во Вселенной имеют свои «фазовые состояния» и это в полной мере распространяется и на такое явление природы, как жизнь! Вся Вселенная пронизана эволюционными процессами, которые вполне можно рассматривать, как жизнь. Все зависит от глубины этого рассмотрения, от того, какой пласт бытия анализируется.
        Если под жизнью понимать лишь форму движения материи, эволюцию со своими свойствами, то живет всё без исключения. Вся Вселенная в этом случае – «океан бесконечных преобразований», целостный «живой организм» со своей иерархией «разнопроявленных» живых существ и систем.
        Если критерием жизни выбрать специфические признаки, присущие известным биологическим формам (размножение, созидание и т.п.), то окажется, что жизнь – это привилегия определенным образом (эволюционно) организованной материи. А жизнь есть неизбежный результат развития и эволюции «неживой» материи. При этом жизнь неизбежно формируется в любых физико-химических условиях бытия и известные органические формы жизни (клетки, растения, животные...) есть частный случай биологической (органической) формы жизни.
        Необходимо отделять жизнь социальных структур (обществ), а также жизнь искусственных организмов и систем. Безусловно, все без исключения формы жизни материи и систем имеют много общего, но и упрощать вопрос нельзя, ставя в один ряд человека и... утюг.
        Поэтому в дальнейшем при обсуждении проблем жизни считаем необходимым конкретизировать, о какой жизни идет речь?

        Жизнь и энтропия.

        Жизнь и энтропия. Жизнь – это процесс преобразований в самом широком смысле слова. Разрушение и созидание, структурирование и деструкция, интеграция и дезинтеграция – все это процессы преобразования.
        Энтропия (гр. en – в, внутрь + trope - поворот) – физическая величина, характеризующая тепловое состояние тела или системы тел.
        Энтропия – физическая величина, характеризующая степень упорядоченности, энергообмен материи или системы с внешней средой. В физике это понятие формулируется для закрытых систем, т.е. систем, не имеющих энергообмена с внешней средой. Чем выше энтропия, тем более разупорядочена материя. Тем выше степень хаоса и разрушения в природе и тем ниже уровень энергопотенциала системы. Можно говорить об энтропии, как о величине, характеризующей направленность процессов в природе от упорядоченности к хаосу. И этот процесс, как ни прискорбно, является доминирующим в природе. Примеров вокруг нас в изобилии – бессмертных объектов и систем во Вселенной не зарегистрировано! Некоторые физики с этим феноменом (повышение энтропии) связывают с однонаправленностью течения времени и не без оснований.
        - Энтропия растет – материя, система, дезинтегрируется, деструктурируется, внутренняя энергия системы уменьшается.
        - Энтропия равна нулю – все процессы остановились, энергообмен равен нулю, жизнь замерла.
        - Энтропия уменьшается (негэнтропия) – материя структурируется, упорядочивается, системы становятся более сложными, растет внутренняя энергия.
        Одним словом, зная интенсивность и направленность процессов, можно определить величину энтропии и её знак.
        Положительная энтропия – разрушение и увеличение хаоса, энергоотдача.
        Нулевая энтропия – процессы остановлены и никаких изменений с объектом не происходит. Полный... анабиоз.
        Отрицательная (негэнтропия) энтропия – созидание и увеличение порядка, энергопотребление.
        Но справедливо и обратное положение. Зная величину и знак энтропии можно предсказать направленность и интенсивность процессов развития материи.
        А есть ли связь между энтропией и жизнью, иными словами с развитием и преобразованием материи? Безусловно, есть. И самая непосредственная.
        В природе, помимо процессов разрушения, мы постоянно наблюдаем процессы созидания и структурирования. В изолированной (закрытой) системе, т.е. системе, которая не взаимодействует с окружающим миром, энтропия неизбежно стремиться к своему максимальному значению – плюс бесконечности. Это предопределено 2-м законом термодинамики для изолированных систем. Тепловая энергетическая смерть – реальный перспективный сценарий развития такой системы. Но это ситуация абстрактная, т.к. на сегодня науке неизвестны абсолютно закрытые и изолированные системы. Абсолютно закрытые системы мыслимы лишь теоретически!
        Правда, есть один объект, который может претендовать на полную свою закрытость. Это... наша Вселенная! Но убедительных доказательств этому тезису сегодня наука пока представить не может. Если допустить, что наша Вселенная – это закрытая (или квазизакрытая) система, то её гибель в перспективе неизбежна и предопределена. Даже не столько в результате гравитационного коллапса (если средняя плотность больше критической!), сколько в результате её тотальной деструкции и дезинтеграции в результате наступления термодинамического равновесия. Мрачная перспектива.
        Процесс нарастающей деструкции и разрушения теоретически можно предотвратить, остановив развитие энтропийных, дезинтегрирующих процессов. Согласно современной физики это реализуется при температуре абсолютного нуля, когда все процессы энергообмена останавливаются и наступает  термодинамическое равновесие на минимально возможном энергетическом уровне. В этом состоянии объекты могут находиться бесконечно долгое время, практически не претерпевая никаких изменений. В этом случае энтропия система равна нулю (Интересно, но эта ситуация очень близка к анабиозу – известному в медицине способу сохранения (консервации) жизни на длительные времена во время космических перелетов. Правда, при значительно более высоких температурах).
        По современным космогоническим теориям, вполне допускается наличие иных вселенных с иными физическими законами и с которыми наша Вселенная, каким-либо образом может взаимодействовать и обмениваться энергией и веществом. В этом случае в перспективе для нашей Вселенной может забрезжить слабая надежда на выживание.
        Интересно, а могут ли внутри абсолютно закрытой системы находиться открытые подсистемы, как составные части, взаимодействующие и обменивающиеся между собой энергией и веществом? Мне это представляется вполне реальным и, более того, реализуемым в нашей Вселенной. А как ведут себя открытые подсистемы? В них процессы созидания и усложнения материи идут со всей силой. Именно эти подсистемы могут являться перспективными в части развития биологических форм жизни, возникновения Разума! Где эти подсистемы? Да везде, где мы наблюдаем процессы структурирования и повышения сложности материи и систем. Это планеты, области звездообразования, звезды и галактики, «черные дыры», социальные организмы (общества) и искусственные системы и организмы и т.п.
        Именно эти постоянно упорядочивающиеся системы, судя по всему, являются местами зарождения и в перспективе генерации разумной материи во всем её многообразии.
        В социальной системе высокой организации вполне может развиться, т.н. общественная форма сознания и разума. Не признаки ли этой формы сознания проявляются в некоторых социальных системах в мире животных (стадный инстинкт, коллективное бессознательное, общественное мнение и т.п.), в которых в минуту опасности вся система начинает действовать, как единое целое? Но почему именно в открытых системах идет процесс созидания? Что собственно поддерживает открытые системы и направляет их эволюцию к усложнению и упорядочиванию структуры? Ответ очевиден – энергоинформационный обмен между объектами (и субъектами) подсистем!
        Именно энергоинформационный обмен между открытыми подсистемами и есть тот самый процесс, который ведет материю по пути её усложнения и отвечает за развитие и структурирование материи, за её жизнь и эволюцию! Именно в открытых подсистемах возможен выход жизни на её высшие иерархические уровни, на «разумный» уровень и последующее её упорядочивание до уровня цивилизаций, со всеми вытекающими последствиями для... самой природы и цивилизации.
        Но не будем упрощать вопрос. Процессы в открытых подсистемах – это дорога с двухсторонним движением. Процессы разрушения в них не прекращают свое пагубное, деструктурирующее действие на входящую в неё материю. Это постоянная борьба между корпоративными силами разрушения и корпоративными  силами созидания. Между классическими силами Добра и Зла, как это понимается в религиозном мировоззрении.
        Интересно отметить, что эту борьбу в конечном итоге всегда выигрывают силы Зла, силы разрушения и деструкции! Вопрос только времени, а время, как известно, беспощадно ко всем. Противоположные примеры нам не известны. Безусловно, поднятый вопрос очень обширный и требует отдельного анализа и выходи за рамки настоящей статьи.

        Многообразие жизни.

        Многообразие жизни во Вселенной охватывает все стороны бытия: формы объектов, их свойства и взаимодействия между собой и многое другое. Можно говорить о многообразии «энергоформ» существования материи и систем в нашей Вселенной. И, безусловно, это многообразие охватывает формы и виды жизни и разума.
        Что такое «энергоформы»? Судя по всему, во Вселенной существует иерархия «энергетических уровней» бытия! И эволюция – это, прежде всего, постоянная трансмутация одних форм жизни (форм бытия?) – «энергоформ» в другие. Это постоянные переходы одного вида энергии в другой. Ведь какой бы уровень мироздания мы не взяли, везде есть только энергия и... информация, переносимая ею. Нет ни вещества, ни полей. Ведь это только формы проявления всё той же энергии. Само вещество есть не что иное, как совокупность атомов и молекул, которые в свою очередь есть совокупность элементарных частиц, которые есть не что иное, как «энергосгустки» (торсионы?). Вспомните о многообразии «элементарных частиц», число которых давно перевалило за сотню... Можем прогнозировать, что «элементарных частиц» будет бесконечное множество, т.к. не видно предела интеграции и дезинтеграции энергии.
        Эта логика в полной мере касается и многообразия проявления «энергоформ» жизни.
        Ввиду постоянно действующего эволюционного механизма, преобразующего одни формы жизни в другие, должны неизбежно существовать и разные степени развития и организации жизни и разума во Вселенной. При этом определяющими факторами должны, прежде всего, являться условия внешней среды, в которых формируются живые сущности. Именно внешние условия формирования, на первом этапе, и определяют, в конечном счете, будущий вид, форму жизни и разума, среду их обитания. И принципиальных ограничений в этом процессе не видно. Принимая тезис, что жизнь (биологическая в том числе) изначально существует везде, можно представить себе обитателей в самых фантастических условиях внешней среды: от обитателей внутри «энергосгустков» атомного ядра, до обитателей недр квазаров и межгалактического пространства...
        Биологическая (органическая) форма жизни, такая близкая и понятная нам – является всего лишь частным случаем приспособления материи к конкретным внешним условиям бытия. В других внешних условиях формы и виды жизни, да и разума тоже, могут быть совершенно иными, абсолютно не похожими на наши. Но это не значит, что между ними не могут быть установлены энергоинформационные связи, которые мы называем контактом между цивилизациями.

        Заключение.

        Конца анализу и размышлениям не видно. Всё больше и больше выплывает смежных мировоззренческих вопросов бытия. Ряд вопросов требует специального анализа и, надеюсь, я его сделаю в следующих статьях. Над чем я предлагаю подумать уважаемому читателю после прочтения данной статьи?
        1. Пора отбросить антропоцентризм во всех своих проявлениях и, в частности, по отношению к такому понятию, как жизнь. Необходимо посмотреть на Вселенную непредвзято, со стороны глазами внешнего наблюдателя. Тогда станет понятно, что наша привычная органическая форма жизни – всего лишь небольшой частный случай приспособления материи к конкретным условиям внешней среды. По большому счету эта «новость» не оригинальна. Многие религиозные и философские учения говорят о многообразии форм жизни во Вселенной. Эта идея не противоречит и диалектическому материализму. Так почему же в науке эта идея не нашла должной поддержки и развития? Почему, когда речь заходит о поиске иной жизни во Вселенной, всё натягивается на «человеческую колодку» и ищутся, прежде всего, внеземные (земные?) объекты в сходных условиях внешней среды? Неужели дело только в «органической близости» этой формы жизни? Почему совершенно не рассматриваются модели иных форм жизни во Вселенной, абсолютно не имеющие к органике никакого отношения?
        2. Жизнь настолько всеобъемлющее явление во Вселенной, что понятие жизни вполне может быть включено в перечень философских категорий.
        3. Признаки жизни универсальны для любой материи или системы. Всё без исключения проходит известные эволюционные стадии в своём развитии, от рождения до смерти, и социальные системы не исключение.
        4. Жизнь – универсальная форма движения материи и систем во Вселенной.
        5. Биологическая жизнь – одна из форм движения саморазвивающейся, самоподдерживающейся и размножающейся материи, проявляющаяся в агрессивной форме экспансии окружающего мира.
        6. Биологическая (органическая) форма жизни, такая нам близкая и понятная, является всего лишь частным случаем приспособления материи к конкретным внешним условиям бытия.
        7. Жизнь искусственных организмов есть форма движения материи искусственно созданных объектов и систем.
        8. Жизнь социального организма есть форма движения социальных (общественных) систем.
        9. Строго говоря, нет «живых» и «мертвых» объектов во Вселенной. С точки зрения эволюции все объекты и системы являются живыми субстанциями со своей жизнью и... судьбой.
        10. Энтропия и жизнь. Следует признать, что во Вселенной, во всех объектах и системах одновременно и постоянно идут два противоположных процесса. Один энтропийный процесс – разрушения и дезинтеграции материи и систем, повышения хаоса и деструкции. Второй негэнтропийный процесс – созидания и упорядочивания материи и систем, её интеграции и структурирования. Именно эти два процесса являются движущей силой всех без исключения эволюционных явлений в природе. Природу этих сил ещё предстоит познать науке. Но интересно, что практически все религиозные и философские мировоззрения изначально этот тезис априори принимают. Жизнь (особенно её биологическая форма) и является сферой столкновения этих двух противоположных сил, корпоративных Сил Добра и корпоративных Сил Зла в классическом религиозном понимании!
        11. Во Вселенной бесконечное многообразие форм жизни.
        Автор не сомневается, что после прочтения данной статьи у читателя  появилось больше вопросов, чем получено ответов на вопрос «Что такое живое и мертвое?» Мне думается ещё не скоро будет получен ответ на этот извечный вопрос бытия. Над ответом билось не одно поколение философов и гуманистов во все времена. Но всё же надежда есть и её нам дает огромная динамика развития современной науки и миропонимания. Да Бог, чтобы человечеству хватило времени на познание этого фундаментального вопроса до того, как оно своими руками и интеллектом уничтожит самоё себя, свою ничем непримечательную форму жизни, но... такую близкую и родную нам.
24.10.2001, г. Рига, Латвия.

Примечание.

Сидоров Е.Ю., «Разум во Вселенной», Информационный UFOлогический бюллетень «Аномалия», г. Рига, Латвия, 2002, № 2(3), стр. 3-16
http://www.veinik.ru/science/601/4/432.html

Справка:

Сидоров Евгений Юрьевич (1952 г.р.), родился в городе Тукумсе Латвийской ССР. В 1975 году закончил Латвийский Государственный университет им. П. Стучки по специальности «физика». Исследованиями аномальных явлений занимается более 25 лет. Является основателем и президентом Латвийского Центра исследований аномальных явлений "UFOlats"- члена-коллектива Международной Уфологической Ассоциации (г. Москва).
Член Редакционного Совета аналитической газеты "Секретные исследования" (г. Минск). Редактор информационного уфологического бюллетеня "Аномалия+" (г. Рига). Автор многих статей на философские и уфологические темы. Автор Новой Уфологической Доктрины. Модератор сайта виртуальных расследований www.ufo.lv. Возглавляет группу оперативного реагирования по расследованию аномальных явлений. Является инициатором виртуального объединения уфологических организаций стран бывшего СССР и создания единой виртуальной системы оповещения и сопровождения НЛО ("из рук в руки") над этими странами.
В своих исследованиях прежде всего опирается на научную методологию. Является сторонником комплексного подхода к изучению аномальных явлений с опорой на всю базу знаний, накопленных человечеством. Считает, что ответы на многие вопросы о природе и движущих силах аномальных явлений (уфологические, парапсихологические, религиозные феномены, аномальные зоны и т.д.) лежат в точке пересечения научного, философского и религиозно-мистического знаний.
В последнее время Е.Ю. Сидоров акцентирует внимание на исследованиях аномальных зон Латвии. Является сторонником гипотез "Небиологические формы жизни" и "PSY-контакты с иной реальностью". Сторонник создания единого уфологического "понятийного поля", в котором найдут свои определения уфология, разум, жизнь, цивилизация, сознание и т.д. Считает, что определение фундаментальных уфологических (и мировоззренческих) понятий будет содействовать интеграции уфологических организаций.