Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Учит ли нас история науки ?

2005. Николаев В. "Обезьянью философию в массы?"


Обезьянью философию в массы?

Николаев В.

Газета «Рабочий класс»,  № 35 (282), сентябрь 2005 г.
http://www.rk.org.ua/


        В Интернете есть сайт Института философии Российской Академии наук (http://www.philosophy.ru/).
        На сайте есть раздел “Библиотека” (http://www.philosophy.ru/library/library.html).
        В библиотеке есть рубрика “Онтология и теория познания”, (http://www.philosophy.ru/library/lib1.html), где в алфавитном порядке представлены сотни авторов.
        Заглянул я недавно в эту рубрику, намереваясь найти там произведения А.И. Герцена, Э. Ильенкова, В.И. Ленина, Карла Маркса, Фридриха Энгельса (работаю над статьей, касающейся теории познания, и в наибольшей мере использую работы указанных авторов). Однако обнаружил, что все эти авторы в библиотеке ИФРАН отсутствуют!
        Зато на букву “Э” присутствует Эйзенштейн С.М. с произведением “Обезьянья логика”, которое начинается так:
                “Калоши хлопают.
                Издают засасывающий звук.
                Вязнут в грязи.
                Отстают от ног.
                Грязь – помесь размокшей глины с первым снегом.
                Совершенно пустой зоосад.
                Алма-Ата”.
        Это, по-видимому, введение. Заканчивается произведение Эйзенштейна С.М. следующим резюме:
        “…Разница между мной и алма-атинской обезьяной только в одном.
Я так же прыгаю от предмета к предмету, как только в памяти подвернется новый.
Но, в отличие от обезьянки, я все же иногда возвращаюсь обратно, к первоначальному.
        Ход сюжета в этих записках я посвящаю безыменной сестре моей – обезьяне из алма-атинского зоосада...” (http://www.philosophy.ru/library/misc/ejzenst.html).
        Мне думается, что кинорежиссер С.М. Эйзенштейн свой набросок не считал философским произведением, не делал по нему доклад на философском семинаре и не посылал его в журнал “Вопросы философии”.
        Однако весьма символично, что философию современного Института философии РАН можно выразить формулой: мировая философия минус Маркс, минус Энгельс, минус Ленин, минус Герцен, минус Ильенков, плюс “Обезьянья логика”.
        То, что в последние годы “начальники философии” из РАН обезьянничают, повторяя зады разнообразных антимарксистских философий, думаю, известно многим. Но то, что это открыто продемонстрировали на весь мир на сайте ИФРАН, – это действительно – “конец философии”.