Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Физмат

2006. Трунаев Е.М., "Об особенностях межполярного движения вещества на Солнце".


Об особенностях межполярного движения вещества на Солнце.

Трунаев Е.М.

Рукопись, 22 ноября 2006 года.

        В арсенале современной науки, касающейся детального изучения строения объектов Солнечной системы, в последнее время происходят весьма существенные изменения в плане расширения возможностей получения новой научной информации.
        По-прежнему, ряд интересующих науку сведений от далёких небесных объектов можно получать традиционным способом, с применением разного рода астрономических инструментов, устанавливаемых непосредственно на Земле. Но, вместе с тем, к вопросам изучения окружающего нас космического пространства можно подходить и другим, несколько усложнённым, но широко применяемым ныне способом. В этом случае, с помощью мощных ракет-носителей посылается в сторону интересуемого объекта исследовательская станция с космонавтами на борту, или отправляется космический беспилотный корабль, начиненный специальной научной аппаратурой, способной осуществлять наблюдения в автоматическом режиме.
        Естественно, что в случаях применения космических аппаратов, учёные получают возможность для более детального изучения небесного объекта не только визуально, но и с применением неких сверхточных технических устройств, которые в этом случае можно доставлять и располагать на предельно близком расстоянии от исследуемых объектов.
        Таким образом, использование космической техники в плане работ по  исследованию космоса, обеспечивает небывалую до того точность получаемого научного материала, исключительно большой объём заложенной в нём информации и большую скорость его доставки и обработки. Но, тем не менее, особого динамизма, в плане стремительности прорыва за грань непознанного, современной науке ещё очень недостаёт. Причина в том, что, несмотря на наличие сверхточных измерительных приборов, первоклассной оптики, суперсовременных вычислительных машин, сверхчувствительных радио- и телеметрических устройств и пр., в методологическом плане теоретическая часть науки о строении космоса всё ещё остаётся на чрезвычайно низком уровне.
        Парадоксально, но в каждом из названных методов раскрытия тайн космического пространства, современная наука вынуждена идти т.н. эвристическим путём, используя печально известный метод «проб и ошибок». Суть последнего определяется тем, что в арсенале науки нет работоспособной концепции, касающейся общего строения и развития небесных тел. И, приступая к составлению программы изучения конкретных небесных объектов, учёные каждый раз уподобляются образу некоего слепого странника, который, вследствие незнания дороги, вынужден постоянно её искать, методично прощупывая своим посохом территории ближайшего окружения. Причём, пользуется он данным «методом», даже в том случае, если путь его пролегает по проторенной и предельно гладкой дороге. И, тем самым, скорость движения незрячего человека непроизвольно замедляется.
        По большому счёту, современная наука в части исследованиях космоса, пользуется таким же малопродуктивным методом «проб и ошибок». И вынуждена на примере каждого конкретно взятого космического объекта, вновь и вновь заниматься поиском некоего «оптимального варианта», методично выбирая его из всего сочетания возможных ситуаций, и невозможных. Причём, к «выбору» подобного рода ситуаций, очень часто учёные вынуждены прибегать в отношении тех небесных объектов, о которых в современной науке имеются всё ещё весьма скудные представления по целому ряду важнейших физических параметров.
        Но тогда может случиться так, что, вследствие неполноты знания об объекте, выбираемого для предстоящего изучения, на исследовательском аппарате не окажется в наличии надлежащих измерительных приборов, которые могли бы быть использованными при обнаружении некоего весьма интересного и чрезвычайно важного, но пока что не знакомого для науки, явления. А поскольку никто заранее не готовился к встрече с непознанным, то и обнаружить его чисто случайным способом будет очень трудно.
        Из информации, получаемой посредством СМИ, следует, что американские учёные подготовили и осуществили запуск в направлении Солнца двух исследовательских космических аппаратов, с целью более полного изучения некоторых особенностей строения солнечной поверхности.
        Подробных сведений, касающихся всей программы исследования, в сообщениях СМИ не приводится. Но можно предполагать, что это будет технически очень сложный и весьма впечатляющий проект, по завершении которого выяснится множество весьма необычных и интересных деталей в строении верхних оболочек солнечного шара. Разумеется, что некоторая часть информации, в дальнейшем станет известной не только американским исследователям, но и более широкой аудитории специалистов и другим гражданам нашей планеты. Но, что-то, возможно и очень важное, может оказаться незамеченным, вследствие несовершенства ранее составленной программы, и ускользнуть от внимания даже самих авторов проекта (как в историческом примере с Индией, «неоткрытой» Колумбом).
        И, как бы предвосхищая события, я постараюсь на основе развития положений собственной (своей) концепции, касающейся проблем звёздообразования, определить в тезисной форме некоторые результаты, которые могут, или должны будут получить американские исследователи по завершению всей программы, в случае правильного её планирования.
        Главной сенсацией, по моему мнению, будут являться факты, указывающие на наличие у Солнца резкой асимметрии в соотношении термальной и динамической активности масс в районе его полюсов (приполярных областей). Данная асимметрия будет отмечаться в плане несовпадения многих свойств солнечного вещества (его состава, температуры, общей динамики масс, активности вулканических процессов, и проч.).
        Визуально это может проявляться в непропорционально низком поступлении (нагнетании) масс вещества из недр на поверхность, в области одного из полюсов. И вместе с тем, в области другого полюса будет отмечаться совершенно иная картина, - наличие характерной для неё предельно высокой интенсивности поступления вещества из недр.
        Данный эффект является отражением результатов совместного действия различных сил и неукоснительного соблюдения требований физических законов, в рамках которых обычно происходит процесс формирования всех шарообразных небесных тел на начальной стадии их развития. И, в этом отношении, наше Солнце можно причислить к категории сравнительно молодых небесных объектов.
        Факт проявления всякого рода асимметрий у шарообразных небесных тел и, в том числе, асимметрии полюсов, по своей сути, является следствием воздействия внутренних аксиально направленных течений. В условиях солнечных недр (а равно, и в условиях недр других шарообразных небесных тел раннего возраста) эти течения представляют чётко структурированную систему, устроенную из сочетания магнитных силовых линий и «приклеенного» к ним сильно ионизированного вещества (плазмы). Во взаимодействии плазмы с магнитным полем (в ходе различных их комбинаций) в итоге, получаются т.н. внутренние аксиально-винтовые потоки.
        Местом непосредственного выхода на поверхность для означенных «потоков» служит область одного из полюсов (условно, «южное сопло»). Именно здесь, из таких потоков, формируются многочисленные «структуры нагнетания» в форме куполообразных и щитовидных наплывов, кольцевых и дугообразных валов, и пр., которые, в условиях горячей поверхности Солнца сравнительно быстро нивелируются, расползаясь «радиально» от полюса, и становясь слабо различимыми. (Характерно, что, такого же рода «структуры нагнетания», в условиях небольших быстро остывших планет земной группы и на спутниках планет-гигантов к настоящему времени уже достигли стадии отвердевания и сохранились в виде т.н. полярных «шапок» и своеобразных структур, именуемых «обрамлениями гигантских кратеров». На Земле, к структурам подобного рода, ныне можно причислить массив Восточной Антарктиды).
        Кроме наличия «структур нагнетания», на поверхности активно вулканирующей приполярной области, на Солнце должно отмечаться повышенное по значению тепловое поле, общая величина которого (усредненная на единицу площади) в данном случае должна быть заметно выше, чем на экваторе и на другом полюсе.
        Очень важно, что над областью означенного «южного сопла» (полюса) будет фиксироваться повышенный уровень поступления из недр гамма квантов и нейтронов, а также повышенное содержание гелия-3 (в соотношении к гелию-4). Всё это является признаком (и свидетельством) сравнительно близкого (по отношению к солнечной поверхности) местонахождения некой «зоны синтеза». Эта, достаточно компактная «зона», по своей сути, является наиболее активной частью недр Солнца. Она располагается под фотосферой, внутри солнечного шара, на большом удалении от его центра в осевом направлении, и находится в относительной близости от поверхности «южного сопла». (Важно, что если рассматривать означенную «зону синтеза» с позиций её функционального назначения, то окажется, что в этом качестве она не является неким атрибутом, характерным только в отношении Солнца. Сравнительно небольшие структуры с признаками свойств, присущих упомянутой «зоне синтеза», являются обязательной принадлежностью для любого небесного объекта шарообразной формы на раннем этапе его развития, в том числе и Земли). 
        Таким образом, получается, что у каждого небесного объекта шарообразной формы их полярные области являются во многих отношениях исключительно важными структурными единицами и должны представлять определённый научный интерес. Изучение полярных областей, выявление их свойств и физических состояний может оказать существенную помощь в процессах восстановления истории каждого небесного объекта и выяснения его современного состояния.
        Тем не менее, хочется обратить внимание исследователей и на другие интересные особенности общего строения поверхности Солнца.
        В частности, укажем на возможность обнаружения признаков наличия на поверхности Солнца межполярного (субмеридионально направленного) движения масс вещества, ориентированного, в общем, в направлении «магнитных меридианов» (соотносимых с собственным магнитным диполем Солнца). Причём, в разных полушариях (в южном, и в северном), общее направление движения у такого рода течений определяется криволинейными траекториями, но, тем не менее, является всегда ориентированным в одну сторону - от условно южного гелиографического полюса к северному (с обязательным переходом движущегося вещества через линию солнечного экватора). Наряду с тем поясним, что весь процесс межполярного движения осуществляется непосредственно за счёт действия сил магнитогидродинамической природы, (то есть, без прямого вмешательства и участия сил, связанных с тепловой конвекцией).
        С упомянутой формой межполярно-субмеридионального движения солнечного вещества, непосредственно связана другая, реально наблюдаемая на Солнце динамическая особенность. Речь идёт о так называемом явлении широтной и радиальной дифференциальности (неравномерности) вращения масс, наблюдаемых в пределах поверхности солнечной фотосферы. Характерно, что и в плане выявления причин, определяющих процесс неравномерности вращения, и в вопросах объяснения принципа действия механизма, осуществляющего такого рода дифференциацию масс, современная наука до сих пор не достигла положительных результатов.
        Тем не менее, учёные убеждены в том, что физические явления такого уровня сложности самостоятельно возникать не могут. И даже если предположить, что дифференциальность вращения могла появиться чисто случайно, то под воздействием сил трения, возникающих в смежных слоях, и в ходе взаимодействия солнечного вещества с собственным (общим) магнитным полем, явление дифференциальности должно было бы прекратиться достаточно быстро - в промежутке нескольких оборотов солнечного шара. В представленной ситуации содержится явное противоречие. Дифференциальность вращения масс на поверхности солнечного шара наблюдается до сих пор, тогда как научного объяснения по существу данного явления, не имеется.
        Таким образом, при создании работоспособной модели, учитывающей возможность появления дифференциальности вращения масс на Солнце, необходимо исходить из следующих трёх условий:
        1. Наличие меридиональных течений.
        2. Наличие источников энергии, потенциально способных обеспечивать работу механизма по преобразованию простой формы вращательного механического движения в дифференциальную. (То есть, здесь требуется объяснить, каким же образом обеспечивается постоянный прирост скорости вращательного движения масс на экваторе шарообразного объекта, если всё вещество объекта находится в состоянии плазмы. Как известно, в плазме, характер движения вещества усложняется действием законов магнитогидродинамики. В присутствии магнитного поля, существующего на Солнце, движение солнечной плазмы становится несвободным и, в плане дифференциации движения, такая плазма, в массе своей, не может соответствовать характеру движения масс нейтрального газа, то есть, вращаться дифференциально в том случае, если приходится пересекать силовые линии не вращающегося магнитного диполя.
        3. Наличие третьей проблемы, проистекает из сочетания двух плохо совместимых условий – реально наблюдаемого явления дифференциальности вращения масс в фотосфере, и факта существования там же тепловой мелкоячеистой конвекции, визуально наблюдаемой на поверхности фотосферы в образе неких зёрен, - структурных элементов, отличающихся неравномерностью своей яркости (явление, так называемой грануляции). И здесь, строго говоря, мы также видим признаки наличия взаимоисключающих представлений. Суть последних сводится к тому, что, либо дифференциальность вращения должна подавлять конвекцию, «размывая» её в субширотном направлении, либо, напротив, конвекция, в момент перехода сквозь дифференциально движущиеся слои, обязана будет разрушать их, монотонно перемешивая содержимое слоёв. А поскольку, на практике, мы встречаем признаки проявления сразу двух процессов, то в таком случае, потребуется и соответствующее число независимых источников энергии, способных каким-то образом подпитывать данные процессы. Однако в отношении проблемы «независимых энергоисточников» и по поводу других проблем, указанных в пунктах 1, 2, 3, с позиций традиционного подхода к ним, приемлемых методов решения в науке не существует.
        Совершенно по иному означенные проблемы решаются с позиций предлагаемой мною новой космогонической концепции. В ней не только объясняется природа межполярного движения масс в верхних оболочках Солнца, но и сравнительно доступно изложен ряд исходных причин, способных влиять на ход процесса дифференциации движения вещества, и прочих особенностей в плане общего строения небесных тел и динамики их вещества.
        Важно, что весь комплекс названных проблем может решаться теперь в единой взаимосвязи друг с другом. А это становится возможным, если представить, что, в пределах масштабов небесных тел шарообразной формы, в качестве основных видов взаимодействия и движения масс вещества должны рассматриваться исключительно процессы, имеющие электромагнитную природу, напрямую никак не связанных с процессами тепловой конвекции, и не зависящих от них.
        Исходя из такой схемы, любые проявления тепловой конвекции оказываются производными от электромагнитных и ядерных взаимодействий, и полностью зависят от последних. Именно по этой причине, конвективные процессы не играют особой роли в эволюционном развитии небесных тел. По своей сути конвективный массоперенос проявляется исключительно в пределах верхних оболочек шарообразных небесных тел, и как бы «паразитирует» на них. А потому, наличие или отсутствие конвективных течений существенно не сказывается на общей динамике масс, и совершенно не может повлиять на ход и развитие глобальных течений, или как-то способствовать изменению их сущности.
        К примеру, явление дифференциальности вращения масс на поверхности Солнца объясняется наличием постоянно существующей электродинамической связи, и возможностью передачи момента вращения от внутреннего солнечного ядра, к окружающим его толщам фотосферы. Таким образом, в основу механизма «раскрутки» плазменного вещества, составляющего фотосферу, положен принцип взаимовлияния и передачи импульса вращения посредством силовых линий магнитного диполя, обеспечивающего условие эластичной магнитогидродинамической связи между фотосферой и быстровращающимся ядром Солнца. И это приводит к наблюдаемой неравномерности вращения масс в вышеозначенных сопрягаемых оболочках.
        Предлагаемое нами видение схемы движения солнечных масс является вполне логичным и не противоречащим основным физическим законам. А в случае подтверждения достоверности данной схемы, она будет способствовать коренному изменению прежних представлений, имеющихся в современной науке по вопросам строения Солнца и общей динамики вещества на его поверхности.
        Будем надеяться, что предстоящие исследования американских учёных  помогут открыть на Солнце ряд предсказываемых нами особенностей его внешнего строения, теоретически обусловленных причин и характера движения масс на поверхности солнечного «шара». Таким путём, наука получит ответы на многие, ранее не учтённые ею вопросы. А значит, навсегда уйдут из обихода дискуссионные темы, относящиеся к научной проблеме, связанной с явлением дифференциации движения масс (которое, как мы утверждаем, является обязательным атрибутом для всех раннего возраста шарообразных небесных тел).
        Вместе с тем, специальными, тщательно проведёнными методами инструментального исследования, будут обнаружены признаки наличия на Солнце субмеридиональных межполярных течений. А именно эта, казалось бы, не очень значительная особенность общей динамики вещества, по сути своей, фактически, касается одной из фундаментальных научных проблем. Из чего следует утверждение, что сам факт установления межполярного движения масс, может оказаться тем самым «золотым ключиком», посредством которого будет решён широчайший круг вопросов, относящихся к проблеме общей динамики масс у звёзд и планет. И, в этой связи, совершенно свободно решится проблема асимметрии полюсов и, в конечном итоге, получит объяснение ряд других нами предсказанных, но пока что неизвестных науке особенностей строения недр и поверхности нашего Солнца.

Справка:

Трунаев Евгений Михайлович (1936 г.р.), г. Лермонтов Ставропольского края.
E-mail: trunaev@lermus.ru
http://www.lermus.ru/users/trunaev/main_ru.htm