Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Разное

2004. Аверьян И.М., "Культура заговорила на языке шпаны".


Культура заговорила на языке шпаны.

Аверьян И.М.

Журнал "РФ сегодня", 2004, № 8.
http://www.russia-today.ru/2004/no_08/08_topic_2.htm

        Человеку свойственно стремление менять жизнь, и ТВ с большим успехом, чем кино, литература и театр, это стремление удовлетворяет. Не заморский Голливуд – "фабрика грез", а наше ТВ, ежедневно приходящее в наш дом.
        Самое дорогое телевизионное время – "прайм-тайм", с шести до одиннадцати вечера, - на главных телеканалах страны отдано новостям и развлекательным программам. Причем если до недавнего времени нас развлекали - кроме игр и "Поля чудес" - американские боевики, страшилки и изредка мелодрамы и комедии, то ныне американская продукция вытеснена отечественным кино, точнее, телесериалами. Минимум из шести серий. Подавляющее большинство сериалов так называемые "детективы".
        Первый сериал, имевший заслуженный успех, "Улицы разбитых фонарей", или "сага о ментах", как выразился один критик, показал нам краешек реальной жизни "ментов" с их выпивками (по частоте сравнимыми с обыкновенной пьянкой), с рутиной отчетов и возни с никому, кроме комиссий высших чинов, не нужной наглядной агитацией. Своим успехом этот сериал сослужил нам - я имею в виду зрителей ТВ - неважную службу.
        По проторенной тропе сериалы-детективы пошли чередой. Они буквально заполонили "прайм-тайм". Некоторые стали крутить по второму и третьему разу. На память приходят "Ледниковый период", "Next-1 и 2", "Дронго", "Крот-1 и 2", "Бригада", "Линия защиты", "Агент национальной безопасности", "По ту сторону волков", воскресшие "Знатоки", "Клетка", "На углу у Патриарших-1 и 2", "Марш Турецкого-1, 2 и 3"... Достаточно? А "Леди Бомж", "Дневник убийцы", "Кукла"...
        Нас уверяют, что рейтинг всех этих детективов чрезвычайно высок. Это значит, что мы их с охотой смотрим. Поэтому ТВ охотно вкладывает деньги в их производство, с лихвой возмещая затраты продажей в них рекламного времени. Для ТВ это прибыльный бизнес. А для нас?
        Я убежден, что в своем каждодневном потреблении подобной "духовной"пищи (ведь кино - это искусство, а искусство принадлежит к духовной области нашего бытия) мы теряем представление о добре и зле, о границе между ними и о различии их. К показываемым на киноэкране убийствам мы привыкаем, как привыкают к обыденным мелочам быта. Убийства в действительной жизни, о которых нам рассказывают в новостях между сериалами, воспринимаются как обыденные явления. Не надо только, любезный читатель, обвинять меня в том, что я сужу упрощенно и прямолинейно - мол, сама наша действительность заставляет нас воспринимать убийства политиков и предпринимателей как обыденное дело.
        Нет, это делает ТВ - целеустремленно, упрямо, примитивно.
        Искусство предназначено не только для развлечения. Оно должно заставлять нас поневоле задумываться о жизни и бедах ближнего, об обществе, в котором мы живем, о судьбе нашей страны, о любви, о смысле жизни. Именно об этом - самые кровавые "детективы" прошлого: трагедии Шекспира с его горой трупов под занавес и "Пятикнижие" Ф.М. Достоевского. Но у классиков каждое убийство - катастрофа, срыв, крах устоев жизни. В наших же сериалах насилие - это всего лишь бытовая мелочь. Над трупами танцуют ("Бандитский Петербург", НТВ).
        Наши сериалы-детективы никаких высоких мыслей в нас не будят. Из всех вышеперечисленных фильмов эстетическую ценность представляет лишь недлинный сериал режиссера В. Хотиненко "По ту сторону волков". Убедительный образ милиционера (не "мента", заметьте!), сыгранный Вячеславом Галкиным, добротно воссозданная послевоенная российская глубинка, психологически верно выстроенный подтекст позволяют говорить о подлинном произведении искусства.
        Увы, это явление единичное. Остальные сериалы - убогая халтура. Примеры? Сколько угодно. В сериале "Крот" агент спецслужбы (непонятно какой) засылается в мафиозно-бандитское сообщество, где становится одним из главарей "дела". Сюжет пересказывать здесь ни к чему, он длинен, вял, населен неимоверным количеством персонажей - бандитов, киллеров, снайперов, агентов ФСБ, скинхедов, бизнесменов и Бог знает кем еще, - которые не устают друг друга стрелять, отравлять, взрывать. Герой, внедренный "крот", мучается этими убийствами нравственно, а его куратор из спецслужбы его воспитывает. По ходу дела жена "крота", которой в начале фильма солгали, будто муж ее погиб, и которая поэтому вторично вышла замуж, а потом обнаружила, что ее первый муж жив, своего второго мужа... просто-напросто пристреливает в постели после любовных содроганий! Ее сажают в тюрьму, но "крот" добивается от начальства ее освобождения - не по закону, а "по понятиям". В последнем кадре фильма муж и жена, двое убийц ("крот" в фильме "замочил" неимоверное количество противников), держа за руки своего шестилетнего сына, идиллически идут по Тверскому бульвару, направляясь к памятнику Александру Сергеевичу. Такая вот концовка... Сценарист этой вопиющей пошлости человек известный - Виктор Мережко.
        Впрочем, порой представляется, что сценарии сериалов написаны если не под копирку, то по хорошо освоенной американской технологии. Американцы систематизировали сюжетные ходы, сделали из них что-то вроде модульных блоков и перемешивают эти блоки произвольно – "как сложится", и являют миру очередной шедевр... И мы стали так делать. Создается такое впечатление, что тесная группа сценаристов, продюсеров, режиссеров и актеров оседлала этот сектор рынка и вовсю "тюкает себе ефимки". А мы, зомбированные, это месиво потребляем.
        Бесчисленные сериалы сделали криминал нормой нашего быта. Он постепенно становится элементом нашего сознания. ТВ навязывает нам стиль криминального мышления. Мы каждодневно изучаем бандитский жаргон, мы знаем, что такое "стрелка", "разборка", "малява", "лавэ", "грузить", "ставить на счетчик", "грамотно развести", "выставить предъяву". Бандит с экрана философствует: "Мне птичку жалко, она Богом создана, а человек - это тварь, он только пули достоин" (сериал "Бригада", РТР).
        На радио "Маяк" на передачу, посвященную артисту, исполнявшему роль Гурама в сериале "Ледниковый период" (ОРТ), позвонила слушательница и в прямом эфире поблагодарила артиста за то, что он так интересно сыграл "умного бандита, такого обаятельного, судящего о жизни с философским подтекстом".
        ...Говорят, что кино - это всего лишь сказка. Самая мерзейшая из этих сказок – "Бригада", живописующая путь бандита от хулиганствующего подростка до "авторитета", взорванного в своем "шестисотом" мерседесе в поездке на очередную "стрелку". Этакий российский вариант убогого "Крестного отца" с его фальшивым философским пафосом и "мировой печалью".
        Естественно, что плоды такого телепросвещения не заставили себя ждать - в Сибири подростки, вооружившись битами, убили своего сверстника. На допросах выяснилось, что они сделали это, "как в кино": посмотрев "Бригаду"... Впрочем, "набраться ума" можно не только из сериалов. Программа "Честный детектив" – "занимательная телепублицистика".
        Представьте, в девятом часу субботнего вечера вам рассказывают о маньяке, который на самом деле и не маньяк, как говорят здесь же, в интервью, психиатры, а вполне здоровый молодой мужик. Этот нагловатый, совершенно спокойный уголовный тип повествует с экрана, часто заглядывая нам в глаза, как он убил одиннадцать проституток и трупы сбросил в колодец у себя же во дворе. "Вообще-то я убил больше, человек сто. Я мог бы и весь город перерезать..." "Как вы убивали?" - спрашивает голос за кадром. Он убивал сначала ударом молотка по голове, а потом для верности доканчивал действо свое ножом... "Зачем?" – "А я - нравственный санитар, очищаю землю от нелюдей". Нам разъясняет ведущий, как убийца приводил к себе домой этих несчастных заблудших женщин, как устраивал оргии с ними, а потом убивал. Вершина этой передачи, ее, так сказать, оживляжное ноу-хау заключается в демонстрации нам орудий убийства (тяжелый молоток, даже молот) и процедуры извлечения из колодца трупов убиенных женщин... Далее следуют интервью с экспертами спецучреждения, которые голыми руками (без перчаток!) вертят в пальцах фрагменты черепов и челюстей с зубами и раскрывают нам секреты профессии, как и с какими трудностями они идентифицируют останки...
        Человеку свойственно менять жизнь. Не пора ли на нашем ТВ провести какие-то перемены?

Справка:

Аверьян (наст.фам. Блудилин) Игорь Михайлович (1946 г.р.), писатель, горный инженер, живет в Москве. Работал на горнодобывающих предприятиях (уголь, медь, уран) в Мосбассе, Донбассе, Казахстане, Германии. 10 лет преподавал во Всесоюзном заочном политехническом институте, где был несколько лет деканом экономического факультета.
 Кандидат наук, доцент, преподавал в московских вузах. Опубликовал романы "Тень Титана" (журнал "Москва", 2001, № 8-9), "Из глубины багряных туч" (журнал "Москва", 2004, № 1), "Китайская шкатулка" (журнал "Наш современник", 2004, № 3), "Новая жизнь" (журнал "Наш современник", 2006, № 3-4). Член Союза писателей России, руководитель клуба "Новая книга". Автор Интернет-журнала "Молоко".
http://mp.urbannet.ru/TVOR-P/b/bludilin-im/bludilin-im.htm

Галкин Владислав Борисович (1971 г.р.), актер, заслуженный артист России. Окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина (1992), режиссерский факультет ВГИКа (1999). Сын актера и режиссера Бориса Сергеевича Галкина (1947 г.р.).

Мережко Виктор Иванович (1937 г.р.), сценарист, заслуженный деятель искусств России (1987). Окончил Украинский полиграфический институт во Львове (1961), сценарный факультет ВГИКа (1968). Живет и работает в Москве.

Хотиненко Владимир Иванович (1952 г.р.), режиссер, заслуженный деятель искусств России (2001). Окончил Свердловский архитектурный институт (1976). В 1969-1970 годах работал художником-конструктором на Павлодарском тракторном заводе, затем служил в армии, в 1978-1982 годах - художник-постановщик на Свердловской киностудии. В 2001 году начал сотрудничество с телевидением в качестве режиссера. В настоящее  время преподает во ВГИКе режиссуру игрового кино.

"По ту сторону волков" (4 серии), режиссер – В.И. Хотиненко. 10 октября 2002 г. в московском ресторане "Замок Мефисто" состоялась пресс-конференция, посвященная премьере 4-серийного художественного фильма "По ту сторону волков".
Биргер А.Б., "По ту сторону волков. Ведьмин круг", М.: Глобулус, НЦ ЭНАС, 2002. 320 с., 10 000 экз.
Биргер Алексей Борисович (1960 г.р.), писатель-детективист. Окончил ГИТИС им. Луначарского (сейчас - Театральная Академия). С телевидением у Биргера заключен договор на создание 36 серий, посвященных главному герою Высику (о нем написано 18 романов, повестей и рассказов).