Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Разное

1997. Патрушев А.В, Потапов Е., "Реальная виртуальность (Аналитический обзор)".


Реальная виртуальность (Аналитический обзор).

Патрушев А.В, Потапов Е.

Ежемесячный научно-популярный компьютерный журнал
"Hard’n’Soft", 1997, № 1, стр.104-107.
http://www.citycat.ru/iq/25k/patrushev01.html

        “В настоящую пору так много вообще говорят о физической заразе при посредстве contagium vivum, или физических микробах, что, на мой взгляд, нелишне вспомнить и о contagium psychicum, приводящем к психической заразе, микробы, которые хотя и невидимы под микроскопом, но тем не менее, подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр., словом - где бы мы ни находились в окружающем нас обществе, мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными”.
В.М. Бехтерев [6]

        "...Недавно в Воронеже состоялось совещание компьютерных операторов, на котором было принято решение обратиться в Прокуратуру РФ в связи с чрезвычайным событием, происшедшем в городе. В Воронеже прямо за пультом управления компьютера был убит программист. Такова версия его коллег. Сообщалось об этом и в прессе. Медицинское заключение: кровоизлияние в мозг. Воронежские программисты, по крайней мере многие из них, идентифицировали убийцу - компьютерный вирус, которому они дали имя - "666" - "число зверя". Зловещий апокалипсический символ!", - так начинает свою статью "Кто боится 666-го вируса, или Игорь Смирнов против "числа зверя"" корреспондент РИА "Новости" Н. Степанова (газета “УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ” от 14 июня 1995 г.).
        Еще несколько лет назад психологи и психиатры спорили о том, возможно ли в принципе кодирование человека. Теперь они уже не спорят, а создают различные методы и формы воздействия на человека. Кодирование от пьянства и курения, экспресс-метод Илоны Давыдовой и т.п. прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Мы совершенно спокойно читаем и слушаем о "Белом братстве", об "Аум Синрике", смотрим сеансы Кашпировского, позволяем приезжим проповедникам под религиозным предлогом вторгаться в наш внутренний мир, и хозяйничать там, и делать все, что им заблагорассудится. А вот уже совсем горячо: "... "Subliminal communications" - технология подпороговой коммуникации в звукозаписи и полиграфии позволяет эффективно управлять вниманием, памятью и эмоциональным состоянием человека, влияя на бессознательное восприятие фонограммы или текста, незаметно для реципиента, если они подготовлены с применением технологии подпороговой коммуникации, реализуемой с помощью ряда компьютерных продуктов, предлагаемых фирмой “Тривола" (из рекламного объявления) [16]. Не отстает и солидное научное обоснование, - недавно вышла книга: "Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне" [41].
        Журнал "Изобретатель и рационализатор" № 11-12 за 1992 г, последняя страница обложки. "Филат двойного действия". Мы позволим себе привести сообщение почти целиком: "Врач-психиатр из Луганска, совладелец малого предприятия "Торсидо", Алексей Качура - один из изобретателей импульсных электронных очков "Филат". Идея - с помощью цветных светодиодов осуществляется раздельное неспецифическое воздействия на правое и левое полушария головного мозга, отвечающие за различные психические функции. К цветовому воздействию добавляется частотное (в диапазоне естественных ритмов головного мозга). Метод может применяться, в частности, для оптимизации психоэмоционального состояния, снятия утомления и стрессов, укрепления половой функции, эффективен и как профилактика. Процедура длится 3-7 минут, Эффект наступает через 3-4 часа, пик - через сутки и держится 3-4 дня".
        Справедливости ради заметим, что за границей подобные устройства под общим названием "Mind machines" (аналогичные очки плюс наушники) появились в свободной продаже с 1958 г. В настоящее время, на зарубежном рынке, представлено огромное количество моделей, предназначенных в основном для отдыха, ускоренного обучения и развлечения. Вы можете найти и заказать их по INTERNET по цене от $70 до $400. А “PHOTOSONIX” - единственная компания на рынке "Mind machines", серийно выпускающая свето-звуковые устройства для профессионалов - психологов и терапевтов (http://www.photosonix.com, mind@photosonix.com).
        Газета "USA TODAY", 10 января 1995г, страница 9С. Вся полоса посвящена рекламе "Personal Learning Machine®", которая аппаратно представляет собой "Mind machine" со специальными, ускоряющими обучение программами свето-звуковой стимуляции мозга, плюс обычный качественный CD-плейер, и набор лазерных дисков с обучающими и развлекательными программами (более тридцати дисков - на выбор).
        Далее предлагаем вам некоторые пассажи из рекламы (перевод авторов): "Подключите свое сознание к "Learning Machine" для повышения ментальной энергии, для программирования вашего сознания на успех и для запуска фантазии виртуальной реальности".
        "Пока вы находитесь в виртуальной реальности, свето-звуковая матрица стимулирует ваше сознание и открывает обучающие центры. Как магия она погружает вас в новую информацию, в обучение полезным навыкам, в ментальное программирование и запускает ваше воображение".
        "Включите вашу "Learning Machine" в медитацию, самогипноз и в виртуальную фантазию компьютера".
        "Если вы хотите избавится от чего-то ненужного вам, или от дурной привычки (например, курения) или лишнего веса, сенсорно стимулирующая матрица откроет вам окно к позитивному программированию".
        ""Learning Machine" больше чем виртуальная реальность, больше, чем путь к релаксации после тяжелого рабочего дня. Как сказал один профессор: "Она ("Learning Machine") является, может быть, самым могучим обучающим инструментом после изобретения книг".
        Еще на странице размещены фотографии улыбающейся девушки с надетыми на голову очками и наушниками, приведен каталог дисков и цены. Цена устройства вместе полной библиотекой СD-дисков - около $1000.
        В настоящее время уже выпускаются компьютерные приставки (например, “DINAMIND”) для усиления эффективности обучающих мультимедиа программ.
Как видите, все так и норовят залезть в душу, то бишь в подсознание, и побольше наследить там. Да и, оказывается, намерения-то у всех самые хорошие. На этом фоне наверное только Р.Хаббард со своей "Дианетикой - наукой о душевном здоровье" предлагает раскодировать мозг от всех без исключения подсознательных внушений, утверждая, что любой человек в своей основе - хороший и очень умный, и не может существовать ни одной полезной внушенной подсознательной программы. Более того каждая из них значительно снижает интеллект и отнимает жизненные силы [44].
        Как же можно с помощью компьютерной программы воздействовать на психику человека?
        Цветовое воздействие. Проблемой воздействия цвета на психику занимались и занимаются многие ученые. Например, один из самых достоверных и распространенных тестов состояния человека - тест Люшера. Испытуемому предлагают выбрать наиболее приятный ему цвет из группы цветов, потом из оставшихся опять предлагают выбрать самый приятный, и так далее. Обсчитывая соответствующим образом результаты, делают вывод о психоэмоциональном состоянии человека, о его физическом здоровье. Тем же Люшером решена и обратная задача - предъявляя человеку цвета по определенной программе, добиваются изменений его эмоционального и физиологического состояний. Сейчас, наверное, уже всем известно, что красный цвет возбуждает, может вызвать повышение кровяного давления, а голубой цвет успокаивает (хотя это довольно упрощенное представление, поскольку очень многое зависит от исходного состояния человека и от направления взгляда) [25, 28]. Таким образом, используя одно только особое цветовое решение компьютерной игры, можно вызвать определенное эмоциональное состояние играющего, и как следствие - изменить его психофизиологическое состояние.
        Звук. “Цифровой” звук - это, как говорится, целая поэма для внушения. Всем известны кассеты с настроями, текстами аутотренинга, текстами психотерапевтов. Самое простое в нашем случае - это на фоне громкой музыки передавать на малой громкости вербальную инструкцию для подсознания - что и когда (или при каких условиях) надо сделать [33, 41, 47]. Естественно, можно управлять частотами и модуляциями, организуя по необходимой вам схеме работу чужого мозга [22, 37, 41]. С учетом модальностей - это идеальная возможность воздействия на человека.
        Изменение скорости. Кто из играющих на компьютере читателей не испытывал на себе эффект изменения мировосприятия, отойдя от машины, после того, как побегал по лабиринтам и пострелял на "нормальной" скорости, а потом, по какой-либо причине, - на замедленной или ускоренной? Мозг человека менее всего предназначен для достижения конкретных результатов, а настроен для того, чтобы придерживаться определенных направлений [9]. Поэтому незаметное, но выполняемое по определенной программе, изменение скорости также может иметь сильный психофизиологический отклик у пользователя.
        Модальности (термин из нейро-лингвистического программирования - НЛП, обозначающий сенсорные системы [14]). Нейрофизиологами установлено, что направление взгляда соответствует определенным сенсорным каналам. Иными словами, по тому, куда направлен взгляд - вверх-влево, вправо-вниз, влево-вниз и т.д., можно установить, какая система в данный момент используется человеком для кодирования и оценки поступающей информации и воспроизведения имеющейся. Зрительные и звуковые воспоминания и фантазии, ощущения и эмоции - все это отражается через движения глаз в строго определенных направлениях [9, 14, 32, 45, 48]. Но также, как можно увидеть, что именно задействовано в данный момент у человека - зрение, слух или ощущения, так и размещая на экране в нужном месте особые стимулы, можно непосредственно взаимодействовать с определенным отделом мозга [32]. Обобщенно - внизу находятся эмоции и ощущения, по горизонтали - звуки, вверху - зрительные образы. Так, если на приеме у зубного врача смотреть вверх, то ощущение боли уменьшится, поскольку таким образом Вы заставляете мозг основные ресурсы отдавать визуальной системе. Оказывается, дружеский совет - "Держи выше нос!", - гораздо более буквален, чем можно было бы себе представить. Таким образом, фактически почти ко всем отделам мозга есть прямой или косвенный доступ через глаза.
        Многочисленными исследованиями методом электроэнцефалографии установлено, что каждому виду транса (гипноз, медитация, молитва, ритмичные движения, сновидения и т.д.) соответствует определенная картина распределения и сочетания частот электрической активности по отделам мозга [2, 4, 7, 12, 20, 31, 35, 36, 38, 46, 50]. Организуя на экране в определенных местах различные стимулы [25, 32], тем или иным способом связанные с естественными ритмами мозга [15, 19, 22, 23, 37, 41], или их сочетания (цвета, мерцание света, команды и т.д.), добавляя, синхронно, модулированный (или определенным образом сдвинутый по частоте или по фазе) стереозвук (музыку, команды, розовый шум и т.д.) [22, 37, 41], можно заставить человека погружаться в измененные состояния сознания, значительно увеличивая эффект внушения. Данная схема, в комплексе, как раз и реализована в "Learning Machine".
        Для изменения жизненных установок и мировоззрения человека при прямом общении необходим ряд условий - контакт специалиста и пациента, определенный контекст встречи, в какой-то мере необходимо желание, либо хотя бы пассивность пациента.
        Но когда человек увлеченно работает или играет с компьютером, для кодирования, или изменения установок этого человека, необходим только мощный процессор, хороший монитор и мультимедиа. И еще, конечно, нужна программа, или компьютерный вирус... Вирус, который чрезвычайно мягко и корректно относится к программам (чтобы, не дай Бог, не заметили), но калечит психику!
        Человек, сидящий за новой трехмерной игрушкой, погруженный в экран и слышащий только звуки “Саунд Бластера”, является идеальным объектом для психогенного воздействия. Почему?
        Во-первых, человек находится в трансовом состоянии, столь желанном для любого психотерапевта. Существуют многочисленные методики погружения в транс с использованием одного из сенсорных каналов, [6, 22, 24, 43] или прямого воздействия на мозг [5, 39]. В современном комплекте виртуальной реальности (шлем, специальный костюм и перчатки) могут быть задействованы все каналы и способы, а отсюда уже один шаг (или пол шага [5]) до создания компьютерного наркотика. Трансовое состояние - отключение от реального внешнего мира - обеспечено самими характером и структурой игровой программы. Все внимание играющего обращено на экран, область мироощущения сужена до 14 дюймов по диагонали. При этом человек ассоциирует себя с персонажем игры - он уворачивается от пуль, ракет, волшебных шаров, он пытается, сидя на стуле, заглянуть в экран, туда за угол, где притаился очередной враг. Играющий прищуривается, чтобы лучше увидеть замаскированного врага на фоне пестрой стены, хотя реально "враг" является всего лишь несколькими пикселями на экране монитора. То есть "Я" как таковое (оно же сознание), уступает место чему-то виртуальному.
        Во-вторых, многочисленные прохождение одного и того же уровня, изменение силы противника, и опять многочисленное прохождение по тем же самым местам, является моделью обучения, обучения замаскированного и длительного. Как пишет создатель НЛП Р. Бэндлер: "Человеческие существа обладают поразительной способностью учиться в любом возрасте. Хорошая сторона этого состоит в том, что вы можете обучаться быстро и в совершенстве; плохая - в том, что вы можете учиться всякой дряни с той же легкостью, как и полезным вещам" (1995, c.15).
        Создатели компьютерных эффектов к фильму "Газонокосильщик" прямо говорят, что их задачей было воздействовать на психику зрителя. И они, в общем-то, справились. Вращающиеся спирали, игра цвета, эзотерические символы издавна воздействуют на психику человека. Но для тайного воздействия на психику могут применяться подпороговые для сознания стимулы [1, 3, 5, 6, 11, 24, 33, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 49]. Например, ставший уже хрестоматийным, 25-й кадр Р. Фишера на киноленте (напомним: нормальная скорость съемки - 24 кадра в секунду. Вставляя через каждые 24 кадра обычного фильма кадр с определенной информацией, можно получить соответствующий эффект). Сейчас многие производители различных обучающих курсов на аудио- и видеокассетах пытаются повысить их эффективность (а, в основном - цену) за счет включения туда разного рода подпороговых для сознания сигналов, зачастую не представляя, как эти сигналы работают, и абсолютно не ведая, что в ряде случаев они могут быть опасны для здоровья. Любой усваиваемый текст, в котором предложения строятся от первого лица, в состоянии повышенной обучаемости (или при подаче в обход сознания), при определенных условиях, может сработать для организма, как команда на безусловное исполнение. Например, у Илоны Давыдовой есть целая кассета, посвященная болезням и больнице, где речь ведется от первого лица. А для того чтобы получить наглядное представление о возможностях компьютерных технологий в этой области, достаточно выйти на улицу и купить у первого попавшегося “лотошника” альбом из серии “Волшебный глаз” (“Третий глаз”, “3D-collection” и т.д.). Немного потренировавшись, можно увидеть на общем пестром фоне различные картины, закодированные на каждом листе. В аннотации к альбому можно прочитать, что регулярное разглядывание этих картин улучшает зрение и здоровье...
        “Цифровой” стереозвук, волшебство красок и качество изображения на мониторе, специфичность пользования компьютером являются идеальной средой для воздействия на пользователя. И если у вируса, на наш взгляд, возможности весьма ограничены, то у специально созданных “скрин-сэйверов” (а INTERNET сейчас уже буквально наводнен “психоделическими” хранителями экрана), компьютерных игр, либо у "взломанных" версий обычных игр, пределы воздействия на психику, на сегодняшний день, просто неизвестны. И даже в обычные системные звуковые сигналы (файлы *.wav) можно спрятать команды, используя элементарный прием компрессии звукового сигнала [41]. Более того, если команды будут представлены в виде “фоносемантического драйвера” (по типу заговоров, заклинаний и мантр), [42] то даже такой маленький сигнал (а он сопровождает почти каждую компьютерную операцию) сможет нести в себе большое разрушительное воздействие для здоровья.
        Человек обладает несколькими уровнями защиты, один из которых - сознание. Чем образованней индивид, тем труднее внушить ему в диалоге какие-либо идеи, противоречащие его мировоззрению [42, 43] (правда, тем более изощренно он отстаивает свои заблуждения). Идеи и мысли, внушенные каким-то образом в обход сознания, или в измененном состоянии сознания, воспринимаются человеком как свои собственные. И поэтому такое внушение обычно весьма эффективно, если прямо не угрожает жизни реципиента или сильно не противоречит базовым моральным принципам [41]. В то же время, используя изощренные логические построения, [44] фоносемантику [42] и многократное повторение, можно добиться чего угодно.
        У человека нет психических и физиологических механизмов, позволяющих самостоятельно отличать свои мысли и идеи от чужих, внушенных на подсознательном уровне [41, 43]. Лишь иногда во сне подсознание может послать нам слабый сигнал [41]. Внушения, организованные с помощью подобных приемов (минуя сознание), запускают процессы, которыми пользуется младенец для вхождения в мир взрослых [41, 42, 43, 44].
        Вышесказанное не является ни вымыслом, ни шуткой. Это действительно уже существует и с успехом применяется в медицине [41] и педагогике [33]. И также совершенно очевидно, что этими же методами можно вызвать стресс и усталость, депрессию, угнетение половой функции и т.д. И будет та же длительность "процедуры", и эффект наступит через 3-4 часа, а окончательно плохо станет уже через сутки, и никто не узнает, от чего...
        А почему бы разработчикам программ, распространяемым по принципу "Sharware" и "Freeware", не увеличить свои финансовые поступления?..
        А может быть, найдется мессия, который захочет "спасти Человечество", или правительство, которому надо "улучшить" свой народ?..
        А какие возможности открываются для конкурентной борьбы! Представьте себе коммерческий банк, где все компьютеры объединены в систему. И в эту систему попадает "психосемантический" вирус. Последствия ограничены только фантазией программиста...
        Да и владельцы ворованных программ теперь вряд ли смогут спать спокойно...
        А хоть кто-нибудь проверяет компьютерные программы, идущие к нам из-за рубежа, не содержат ли они суггестивных программ, угрожающих национальной безопасности?!
        Наверное, где-то за рубежом какая-нибудь из организаций, отвечающих за безопасность нации, следит за подобными методами и машинками, чтобы "Learning Machine" не превращалась в "Drug Machine" [5] или в "Crazing Machine" (Не пора ли вспомнить “Хищные вещи века” Братьев Стругацких!).
        Один из авторов, будучи в служебной командировке в Вашингтоне, начал задавать эти вопросы главному специалисту отдела по борьбе с преступлениями, совершаемыми с помощью компьютеров, Секретной службы США. В результате разговор был тут же переведен на другую тему, а при повторных вопросах моментально свернут. На заключительном брифинге начальник отдела, подводя итоги встречи, констатировал, что, к сожалению, на ряд вопросов они не смогли дать ответы по причине отсутствия соответствующих полномочий.
        В настоящее время, только Закон РФ: “О рекламе" запрещает применение, и только в коммерческой рекламе, подсознательных вторжений. В том же законе есть интересная оговорка, что он не распространяется на политическую рекламу. А закона о политической рекламе нет (как, между прочим, нет и механизма реализации Закона “О рекламе” и не предусмотрена ответственность за его нарушение). Поэтому мы, вполне "законно", во время какой-либо политической кампании (как и в любое другое время), с помощью любых средств массовой информации можем получить на подсознательном уровне, инструкции - "как себя правильно вести...".
        Кстати, все больше телевизионных программ делаются с помощью компьютера.
"...С большой опаской будут теперь японцы смотреть любимые мультфильмы по телевизору: как выяснилось, в один из самых популярных здесь рисованных сериалов был тайно и незаметно для сознания вмонтирован портрет бородатого Сиоко Асахары - лидера скандально известной секты "АУМ синрике". Туда же художники, по непонятной пока причине, вставили и изображение грозного бога Шивы, которому поклоняются фанатичные последователи этой религиозной группировки...", - сообщает ИТАР-ТАСС.
        А непонятная корреспонденту причина ясна для специалиста - на подсознательном уровне перенести удовольствие и радость от мультфильма на образ бога или религиозного лидера, тем самым значительно упростив себе задачу по очередному набору новых рекрутов. В дальнейшем достаточно будет расклеить побольше объявлений с точно такими же изображениями, или организовать религиозное шествие. А психотехники для очной работы с “живым материалом” во всех религиях отшлифованы веками...
        В последнее время большую популярность среди молодежи имеет телевизионная программа “Техно-Файлы”. Динамичная смена символических изображений в сопровождении ритмичной музыки - это идеальная среда для организации подсознательных внушений.
        Хотелось бы особо обратить внимание читателя еще на одну, весьма зловещую, возможность подсознательного воздействия. Компьютерный вирус нового типа, "выпущенный" из машины, может жить и распространяться в обществе, как живут и распространяются различные религии и "-измы", необходимо лишь предусмотреть это в программе. То есть зараженный человек, используя все свои мыслимые и немыслимые [6, 8, 21, 27, 29, 30, 32, 34, 39]. возможности, иногда даже не осознавая этого, будет заражать других людей не менее эффективно, чем это делали библейские герои. Все знают о "Белом братстве", но мало кто понимает, каким образом дети со всей страны оказались втянуты в эту организацию. Особенно подвержены такой опасности дети и подростки (основные потребители компьютерных игр). Интересно, что еще в начале века Бехтерев предупреждал о существовании "социальной заразы" и особой эффективности воздействия оной на детей и подростков: “Поразительной детской внушаемостью объясняются, между прочим, и такие явления, как детские эпидемии, и в числе их одно из поразительных явлений этого рода представляет собою детский крестовый поход 1212 г. Можно ли в самом деле иначе объяснить, как силой внушения, странное влечение детей, которые вопреки воле родителей выскакивали из окон, чтобы присоединиться к проходящим детским толпам (ведомым галлюцинантом), направляющимся в Святую Землю с целью освободить Гроб Господень” [6]. Аналогии напрашиваются сами. В дальнейшем эта тема была раскрыта другими авторами: “Психиатры, особенно судебно-психиатрические эксперты, в годы социальных коллизий, революций, духовных или экономических реформ периодически сталкиваются с расстройствами, обусловленными психической индукцией. В конце ХХ столетия наблюдается рост психогенных состояний, при которых происходит индукция бредовых идей и патологических сверхценных интерпретаций от доминантных лиц (индукторов) одному или более реципиентам (индуцированным лицам). Как отечественные, так и зарубежные авторы подчеркивали социальную опасность коделирантов - лиц, охваченных переживаниями, общими по фабуле и психопатологической структуре” (Е.В. Макушкин, 1995, с. 116); “Ятрогенно внушенные отрицательные эмоции способствуют обострению шизофренического, органического и эпилептического процессов и невротических расстройств” (Вишневская, Кошкин, Вишневский, 1991, c. 46) [6, 10, 13, 18, 24, 26, 27, 29, 30, 34, 40, 41, 42, 43, 45].
        При достижении определенной "критической массы" “носителей вируса”, общество меняет свою ориентацию. Вспомните, сколько времени понадобилось гитлеровской верхушке (используя обычные методы пропаганды и историческую ситуацию), чтобы изменить сознание целой нации и заложить основы цивилизации нового типа, отрицающей накопленные веками человеческие ценности!
        И как безгранична психика человека, его бессознательное, так и безграничны и бесчисленны способы воздействия на нее - гипноз, суггестия, музыкотерапия, цветотерапия и так далее - до бесконечности. Компьютер позволяет “втиснуть” все это в экран монитора и две колонки звуковой карты (не говоря уж о комплекте виртуальной реальности). Авторы особо подчеркивают, что литература по этим вопросам общедоступна, и для ее освоения человеку с высшим образованием вряд ли потребуется больше года. И как нашлись технопаты, создающие вирусы - программы, убивающие "софт", так найдутся и "майнд-киллеры" (убивающие сознание) - те, кто захочет если не убить, так навредить здоровью пользователя. Экологическая ниша пустой не бывает...
        Мировое Сообщество еще толком не успело разобраться - что же такое экология окружающей Среды, как перед ним не менее зловеще встала проблема экологии информационной Среды и экологии личности. Частичным решением этой проблемы может стать сертификация компьютерных, телевизионных и обучающих программ с привлечением специалистов различных профессий (медиков, психологов, инженеров-программистов, юристов). Но как быть с компьютерными вирусами или с программами, распространяемыми через INTERNET? Кто-то должен постоянно отслеживать передачи в средствах массовой информации на наличие неосознаваемых внушений и иметь право остановить любую передачу и применить санкции, но не попахивает ли это новой Святой Инквизицией?. В зарубежном опыте пока также нет достойных решений, но там, по крайней мере, признают наличие проблемы и все средства массовой информации очень активно ведут обработку общественного мнения. Выходят даже художественные фильмы, с более-менее точным описанием принципов скрытого воздействия на психику, например - “Мозговой Шторм”. А у нас - только отдельные публикации и слухи. И поэтому мы полностью солидарны с заявлением академика И.В. Смирнова о необходимости создания федеральной программы по психоэкологии [41].
        А существует ли в принципе техническая возможность контролировать компьютерные программы и вылавливать "паразитов сознания"? В настоящее время разработано довольно много способов подачи видео- и аудио-информации для подсознательного восприятия, которые, не зная специальных кодов, пока невозможно обнаружить техническими методами [41]. Удивительно то, что мозг-то эту информацию каким-то образом все же извлекает и на нее реагирует. Опять же любую подсознательную информацию, в принципе, можно объективировать в сознании. Так что, не прийдется ли вскоре прибегать к помощи "экспертов-операторов" из “Академии Фронтальных Проблем” Б.Е. Золотова для диагностики и лечения компьютеров? Или доверимся все академику Игорю Смирнову (основателю и директору Института компьютерных психотехнологий) и, как он предлагает, с помощью средств массовой информации, всей Россией пройдем подсознательную "превентивную психокоррекцию" против всех подсознательных воздействий [41]? А может, не зря двадцать первый век объявлен ООН веком мозга, и человечеству предстоит очень сильно измениться? Позволим себе привести еще одну цитату создателя НЛП Р. Бэндлера: "Если вы не дадите своему мозгу какое-нибудь, пусть примерное направление, то либо он будет действовать случайно, по своему усмотрению, либо другие люди найдут способы управлять им для вас. И они, возможно, не всегда будут иметь ввиду ваши лучшие интересы" (1995, c.12).
        Кто знает, о чем на самом деле предупреждает Апокалипсис... Но если сейчас не принять превентивных мер - как законодательных, так и технологических, то вскоре, возможно, что Вы, Ваш сослуживец, Ваш сосед или Ваш ребенок погибнете вместе с героем очередного 3D-action. Правда, герой умрет на экране, в виртуальной реальности, и затем чудесно воскреснет вновь. Ну а Вы перестанете существовать в реальности нашей, реальной. Или проснетесь однажды в другом, абсолютно чуждом Вам мире, но он Вам покажется правильным и обычным, ибо фактически это будете уже не Вы...
Что Вы выбираете?

Литература.

1. Закон РФ: “О рекламе”.
2. Аладжалова Н.А., Каменецкий С.Л., Рожнов В.Е. Сверхмедленные колебания потенциалов головного мозга как объективный показатель гипнотического состояния // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978, с.162-169.
3. Арзуманов Ю.Л. Выработка временных связей у человека с помощью неосознаваемых зрительных раздражителей. // Журнал высшей нервной деятельности. 1974, т.24.
4. Аптер И.М. О нейрофизиологических механизмах гипноза //Вопр. психотерапии, 1977, № 7, с.7-8.
5. Баньков В.И. Наркотическое действие сложномодулированных электромагнитных полей. / Сб.: Сон и его нарушения. Тезисы докладов. М., 1972-б, с.22.
6. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. Г.Х. Шингаров. М.: Мысль, 1994, 364 с.
7. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л: Медицина, 1974, 152 с.
8. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. / Мозг и разум. М.: Наука, 1994, 176 с., с.53.
9. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейро-лингвистическое программирование / Под ред. Конниры Андреас и Стива Андреаса. Пер. с англ. Санкт-Петербург, 1995, 168 с.
10. Вишневская Э.С., Кошкин С.Л., Вишневский В.А. Психические расстройства у принимавших сеансы телепсихотерапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. Л., 1991, № 1, с.40-47.
11. Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. Электрографические следовые процессы и память. М.: Наука, 1976, с.165.
12. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991, 320 с., с.262.
13. Гримак Л.П., Хачатурьянц Л.Т. Метод моделирования эмоциональных состояний с постгипнотической реализацией // Новые методы и аппаратура для научных исследований в области высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. М.: Наука, 1973, с.87-97.
14. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1993, 208 с.
15. Данилова Н.Н. Реакция электрической активности головного мозга в ответ на световые мелькания, совпадающие с диапазоном частот альфа-ритма. // Журн. высш. нервн. деятельности, 1961, т.11, вып.1, с.12.
16. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995, 352 с.
17. Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю. Локальные типовые изменения дзета-волн в головном мозге человека при изучении процессов активации внимания // Физиология человека. 1984, т.10, № 5, с.829-840.
18. Кондратьев Ф.В. Социо-культурное влияние на содержание психопатологии // Соц. и клин. психиатр. 1994, с.60-62.
19. Коновалов В.Ф., Сериков И.С., Федотчев А.И. Влияние разных частот фотостимуляции на динамику межполушарных взаимодействий. // Физиология человека, т.13, № 1, 1987, с.3-11.
20. Лебедева Н.Н., Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания. // Парапсихология в СССР, 1992, № 1, с.27-43.
21. Ли А.Г. Экстрасенсорные феномены в психиатрической клинике. // Парапсихология в СССР,
22. Ли А.Г. Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. 2-е изд., стереотипное, М.: Издательство Фонда парапсихологии им. Л.Л. Васильева, 1994, 168 с.
23. Ли А.Г., Стрельченко А.Б., Звоников В.М. Заявка на патент 93019980 от 19.04.1993 г.: “Устройство для активации психических способностей человека”.
24. Лилли Дж.К.. Программирование и метапрограммирование в человеческом биокомпьютере. Перевод ВЦП, 1976, № 68247.
25. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). Л.: Медицина, 1986, 280 с.
26. Лурия А.Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977, 110 с.
27. Люстерник Р.Е., Фрумкин Я.П. К вопросу о так называемом индуцированном помешательстве // Памяти П.Б. Ганнушкина. Труды психиатр. кли. I ММИ. М.-Л., 1934, вып.4, с.349-364.
28. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996, 432 с.
29.Макушкин Е.В. // Вопросы общей и пограничной психиатрии. Сборник научных трудов под редакцией профессора Б.А. Трифонова и доцента С.И. Ворошилова. Екатеринбург, 1995. Уральская Государственная Медицинская Академия. Екатеринбургское областное лечебно-профилактическое учебно-производственное объединение “Психиатрия”, с.116.
30. Морковкина И.В. К вопросу о конформном бреде. // Ж. невропат. и психиатр., 1982, т.82, вып.4, с.551.
31. Невский М.П. ЭЭГ изучение гипнотического сна у человека: Автореф. дисс. д.м.н., М., 1962.
32. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. Спб.: Питер Пресс, 1996, 192 с.
33. Петрусинский В.В. О возможности интенсификации процесса обучения за счет использования субсенсорной информационно-суггестивной стимуляции // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. Пермь, 1982, с.114.
34. Погибко И.Н. Индуцированные психозы. М.: Медицина, 1970, 123 с.
35. Подклетнова И.М., Таратынова Г.В. ЭЭГ-корреляты творческой деятельности // Психофизиологический эксперимент. Методическое и техническое обеспечение. М.: Наука, 1990, с. 74-79.
36. Прибрам К. Языки мозга. Пер. с англ., М.: Прогресс, 1975, с.299.
37. Салтыков А.Б., Ильин В.И., Дронов А.А. Когнитивная деятельность и неосознаваемая ритмическая стимуляция // Психол.журн., 1993, т.14, № 5, с.42-47.
38. Свидерская Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. М.: Наука, 1987, 156 с.
39. Сердюков О. Слово и тело. // Изобретатель и рационализатор. 1992, № 3, с.10.
40. Свядощ А.М. Неврозы. 3-е изд., М.: Медицина, 1982, 368 с., с.54.
41. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. "Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне", М.: изд. гр. "Прогресс", 412 с.
42. Черепанова И.Ю. Текст как фактор изменения установки личности (лингвистические аспекты суггестии). // Дисс. к. филолог. н., Пермь, 1992, с.225.
43. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. М.: “КСП”, 1996, 384 с.
44. Хаббард Л. Рон. Дианетика. Современная наука душевного здоровья: Учебник по Дианетике / Пер. с англ. под общ. ред. М.И. Никитина. М.: Воскресенье, Нью Эра Пабликейшнс груп (совместное издание), 1993, 400 с.
45. Хеллер Стивен, Стил Терри Ли Монстры и волшебные палочки. Пер. с англ., К.: 1995,  284 с.
46. Hirai T. A data processing of electroencephalographic study on Zen meditation (Zazen) - EEG changes during concentrated relaxation // Recent Adv. EEG and EMG Data Process: Prog. Int. Conf., Kanazawa, Sept. 10-12, 1981. Amsterdam e.a., 1981, р. 377-378.
47. Holender D. Semantic activation without conscious identification in dichotic listening, parafoveal vision and visual masking // Behav. and Brain Sci., 1986, v.9, № 1, р.1-66.
48. Lefevre E., Harck R., Lambert W., Genesee F. Lateral eye movements during verbal and nonverbal dichotic listening // Percept. and Mot. Skills., 1977, vol.44, р.1115-1122.
49. Roth N., Rosher G., Heine A. Memory recall after subliminal stimuli: psyhophysiological analysis // Activ. Nerv. Sup., 1988, v.30, № 2, р.130-132.
50. Whitton T. EEG frequency patterns assosiated with hallucinations in schizophrenics and “creativity” in normals // Biol. Psychiat., 1978, Vol.13, р.123-133.

Справка:

Патрушев Андрей Вадимович (1961 г.р.), г. Екатеринбург. Окончил химфак УПИ им. С.М. Кирова в г. Екатеринбурге. Во время учебы работал в проблемной лаборатории по синтезу противоопухолевых и противовирусных средств. Имеет две заявки на изобретение (в соавторстве) по данному направлению. После окончания института работал в ВПК, а затем в ГУВД Свердловской области экспертом-химиком. В 1995 году, как ведущий эксперт ГУВД С/о, направлен в служебную командировку в США в Федеральное агентство по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Параллельно с основной работой занимался самообразованием в психологии, физиологии и эзотерике. В результате, с должности главного эксперта ГУВД С/о перешел на должность психолога-инспектора УрЮИ МВД России.
http://www.yugzone.ru/patrushev.htm

Потапов Е., старший эксперт ГУВД Свердловской обл.