Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Разное

2001. Осипов В.А., "Фрактальная теория и этносоциальный процесс".


Фрактальная теория и этносоциальный процесс.

Осипов В.А.

Из сборника «Фракталы и циклы развития систем»,
Материалы пятого Всероссийского постоянно действующего научного семинара
"Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе",
состоявшегося 30 мая - 01 июня 2001 г., Томск: изд-во ИОМ СО РАН, 2001.
http://www.lpur.tsu.ru/Seminar/a0101/a011401.shtm

        Фрактальная теория, изложенная Ф.Н. Рянским [1], описывает естественную историю как совокупность вложенных друг в друга циклов, отражающих присущую природе ритмику. Цикл, во временном измерении, описывается промежутком между двумя кульминациями (пароксизмами) активности явления. Ф.Н. Рянский выделяет 19 рангов кульминаций явления, при этом 1-му рангу соответствуют максимальные, а 19-му – минимальные кульминации. 19 ранг описывается периодом 12 лет, 1 – 4,6 млрд. лет (возраст планеты Земля) и 0 – 13,9 лет (возраст видимой части Вселенной).
        В социальной области наиболее хорошо изучена цикличность этногенеза. Современная теория, описывающая этот процесс, создана Л.Н. Гумилевым [2] на основе эмпирического обобщения материала по 40 цивилизациям, существовавшим в истории человечества. Весь период существования этноса, по Л.Н. Гумилеву, составляет 1500 ± 200 лет. Внутри него содержатся фазы, меняющиеся с периодичностью приблизительно в 300 лет. Лишь фаза надлома длится около 150 лет. Последовательность фаз: этнический подъем, акматическая, надлом, инерционная, обскурации, мемориальная. Своей задачей автор ставит исследование применимости фрактальной теории к этносоциальному процессу.
        Для ее решения необходимо принять во внимание дополнительное условие. Этногенез рассматривается как культурологическая категория. Культура, согласно классификации Хаксли, состоит из арте-, менти- и социофактов. Артефакты рассматриваются автором через призму природопользования, как тип природопользования. Ментифакты, как центральная часть культуры, связаны как с арте-, так и социофактами. Социофакты – надстроечная, а поэтому наиболее подвижная ее часть. Соответственно, в плане динамизма, менее всего подвижны артефакты, за ними следуют ментифакты, за счет влияния, оказываемого социофактами.
        В качестве примера фракторизации можно рассмотреть “советский” период истории России, учитывая взгляд на него автора, как попытку этногенеза [3]. Данный цикл начался с революции 1905 г. и продолжается посейчас. Добавляя к исходной дате 12 лет (19 ранг), получаем 1917 год (завершение скрытого подъема), 1929 г. (завершение подъема, начало акматической минифазы), 1941 и 1953 гг. (начало минифазы надлома), 1965 (конец надлома, начало инерционной минифазы), 1977 и 1989 гг. (конец инерционной и переход в минифазу обскурации), 2001 и 2013 г. (конец минифазы обскурации), 2025 и 2037 гг. (мемориальная минифаза, соответственно периоды регенерации и реликта). Этот процесс отображен на рис. 1 синусоидой, где значения ниже нуля соответствуют отрицательному отношению большинства к социофактам (требованию их замены), а выше – положительному.
        Интерпретация кривой. На рис. 1 ключевые даты (1905, 1917 и пр. гг.) обозначают переломные моменты новейшей истории, связанные с выбором нового политического курса. Именно в этот момент официально оформляется теза, хотя формулироваться она начинает раньше, примерно на 3 года, т.е. в 1902, 1914, 1926 и пр. гг. Сама кривая отражает ожидания населения определенной политики правительства. Нисходящие отрезки соответствуют оппозиционным (скептическим) настроениям, восходящие – поддержке ожидаемых от него действий. Важно заметить, что имеются в виду настроения подавляющей массы населения, нормальных или гармоничных людей (по Л.Н. Гумилеву), обычно пассивных в политическом плане, а не рвущихся к власти пассионириев и субпассионариев, готовых в своем большинстве поддержать любые идеи ради достижения личных целей. Это замечание важно в том плане, что настоящая консолидация нации начинается при эффекте наведенной пассионарности, то есть когда пассионариями становятся не являющиеся ими по рождению люди. Когда идея, по ленинскому выражению, овладевает массами. Тип правительства (царское, временное, советское, демократическое) не имеет значения. Принимается во внимание соответствие проводимой ими политики ожиданиям населения.


       
















































        Кривую, изображенную на рис. 1, можно рассмотреть и в свете гегелевской диалектики. Нечетные даты пересечения нулевой прямой в порядке нумерации (1905, 1917, 1929, 1941, 1953 и пр. гг.) соответствуют формулированию политики правительства, не отвечающей настроениям большинства населения. Правительство как бы заставляет население жить по выработанным им правилам, навязывая решения, принимаемые за позитивные. Назовем их тезой. В четные даты (1911, 1923, 1935, 1947, 1959 и пр. гг.) правительство оформляет политику, соответствующую желаниям населения, являющуюся антитезой предшествующему курсу. Таким образом, равновесными являются экстремальные даты: 1908, 1914, 1920, 1926 и пр. гг.
        Минифазы “советского” этногенеза описываются двумя 12 летними фракталами 19 ранга (кроме минифазы надлома) с двумя тезами и антитезами. В демографии такой цикл принято определять как цикл смены поколений. Мировоззрение, по Л.Н. Гумилеву, закладывается в процессе воспитания и обучения. Отсчет ведется от даты социособытия, поразившего современников и наложившего отпечаток на воспитание нового поколения в детском (до 12 лет) и юношеском (13-24 года) возрасте. С ним соотносятся все последующие социофакты, производится их деление на позитивные и негативные. Подобное восприятие действительности тиражируется прежним и на новые поколения, но действует оно с меньшей силой, поскольку меняется внешняя среда. Это подтверждает тезис, высказанный А. Тойнби [4] и Л.Н. Гумилевым [2], что этногенез и развитие объекта в целом является результатом единственного первоначального импульса.
        Развитие, изображенное на рис. 1 на плоскости, в трехмерном пространстве выглядит как спираль. Действительно, равновесие тезы и антитезы по Гегелю означает снятое качество. Другими словами совершается банальный и тривиальный перебор одних и тех же социовариантов развития, которые представляются новыми только молодежи или очень забывчивым людям. Снятое качество можно характеризовать известной поговоркой: “за что боролись, на то и напоролись”. В спираль его превращает изменившаяся внешняя среда. И ее изменения, и понимание ограниченности социофактов в решении проблем человека, приводит к затуханию импульса и перевода системы в гомеостазис. Изображение на рис. 1 трансформируется в изображение на рис. 2. Все сказанное выше относится именно к советскому этногенезу и его культурной традиции.
        Но его действие происходит на фоне более мощных сил. В этом можно убедиться, введя фрактал 18 ранга, соответствующий 36-летнему циклу колебаний ритма этнического поля. Условно начальный момент можно привязать к тому же 1905 г. С 1914 г. проявилась тенденция к скептическому отношению к государству вообще, а не как к отдельному правительству, набравшая свою силу в 1920-е гг. (анархо-синдикализм). Обратная тенденция к монолитному государству (тоталитаризм) начала набирать силу c 1932 г. и оформилась в 1941 г. Эта дата является начальной для превращения СССР в одну из мировых сверхдержав. Предыдущий же период можно характеризовать как ущемление национального достоинства россиян. Следующий переход – 1977 г. С ним связано проявившееся де-факто начало стратегического проигрыша СССР в научно-техническом соревновании и, как следствие, в гонке вооружений, экономике и других областях, хотя тенденция к этому обнаружилась значительно раньше. Правительство по инерции проводило “сильную” политику, соответствующую социальным ожиданиям, хотя внешняя среда изменилась, результатом чего явился “обвал” начиная с 1986 г.
        Колебания фрактала 18 ранга мы можем идентифицировать с уровнем патриотизма этноса, имея в виду случае ту сторону этого сложного явления, которая ориентирована на достижение определенной социальной идеи. Подъем кривой соответствует росту сплоченности населения, снижение – росту уровня индивидуализма. Человек ищет выход из положения и находит его или в объединении с другими людьми (социализация), или в реализации собственного энергетического потенциала (индивидуализация). Социализацию, таким образом, мы можем соотнести с синергетикой.
        Фракталы 17 ранга, по Ф.Н. Рянскому, охватывают период в 108, а 16-го – 324 года. Попробуем, исходя из этих величин, рассмотреть историю России, используя в качестве исходной концепцию этногенеза Л.Н. Гумилева. Разумеется, привязки отдельных дат на таких больших временных промежутках, имеют условный характер, поскольку пики становятся размытыми.
        Согласно Л.Н. Гумилеву, толчок, положивший начало великорусскому этногенезу, произошел в XII-XIII вв. Но, по его же теории, начальный период этнического подъема скрыт, ничем не обнаруживает себя. Проявляются лишь его последствия, которые мы можем идентифицировать с конкретными событиями истории. Возьмем за основу текущую фазу, а это, как известно, надлом. Он начался, по Л.Н. Гумилеву, в 1825 г., с восстания декабристов. Уточнив начальную дату как 1824 г. и отсчитывая назад по 108 лет получим 1716, 1608, 1500, 1392, 1284, 1176 гг.
        В 1176 г. мы видим возвышение Северо-Западной Руси, приоритет Великого княжения Владимирского, вотчиной которого стал сам Киев, установленный усилиями Андрея Боголюбского и Всеволода Ш. Даже разгром, учиненный татарами, не прервал процесса этногенеза, поменялся лишь центр: место Владимира заняла Москва. Возвышение Москвы и началось около 1284 г. при Данииле Александровиче Московском. К 1392 г. начинает оформляться национальная идея великороссов, формируется ядро государства с центром в Москве. Но оно еще не прочно и процесс становления этноса завершается к 1500 г. усилиями Ивана Ш и Василия П. После этого процесс входит в акматическую фазу.
        Этническое поле нестабильно и ритм его колебаний приводит как к грандиозным успехам, таким как взятие Казани, так и угрозе распада времен Смутного времени. Грандиозная химера, насажденная Петром 1, как видим, совпала с подъемами кривых 17 и 16 рангов. Химера, являющаяся следствием неадекватных заимствований, приводит к нарушениям ритма, наложениям колебаний, к какофонии. Природа химеры состоит в том, что менеджер искусственно пытается приблизить момент, достаточно далеко отстоящий от достижимого в этногенетической перспективе. Но этнос и не может развиваться как изолят. Последнее характерно лишь для этнических реликтов, постоянно сбрасывающих внешние оболочки, но сохраняющими в неизменности этническое ядро. Химеры неизбежны и проявляются они преимущественно в ритмике колебаний малых порядков. Сильнейшей химерой в отечественной истории был “советский” этногенез – попытка сжать 1500 лет естественного хода развития в период жизни одного человека. Он определен Л.Н. Гумилевым как антисистема, поскольку был основан исключительно на насилии, подавлении прежней культурной традиции. Химеризацию, или наложение на естественный ритмов иных этносов, можно рассматривать как этническую патологию или болезнь. Антисистема же – это “раковая опухоль”, патология с вероятным фатальным исходом.
        Интерпретация фракталов 15-17 рангов. Согласно ранжира составляющих культуры по динамизму, фракталы 17 ранга должны отражать колебания ментальности как таковой, мало связанные как с арте-, так и социофактами. Это желание сохранить этническую общность и реализовать те цели, которые предписаны культурой в целом и национальной идеей, в частности. Нисходящие отрезки кривой на рис. 3 отображают периоды сомнения в целях, охватывающие периферийную часть этноса. Обычно эти внешние слои сбрасываются, в периоды же подъема кривой – консолидируются с ядром.
        Если фракталы 17 ранга связаны с колебанием мировоззрения, то 16 – мироощущения этноса. Мироощущение же связано с природопользованием, с вмещающим ландшафтом. По Л.Н. Гумилеву, ментальность этноса существенно различна в разных фазах этногенеза, хотя на всем его протяжении прослеживается прямая связь и преемственность культурной традиции. Фракталы 16 ранга – и есть фазы этногенеза, длящиеся, согласно Л.Н. Гумилеву около 300, а Ф.Н. Рянскому, - 324 года. Для более полного понимания процесса необходимо сразу объяснить 972-летний цикл, соответствующий фракталу 15 ранга. Этот цикл отражает колебания в восприятии артефактов. Первые 243 года от точки отсчета в России происходил переход на новый тип природопользования: от подсечно-огневого к богарному земледелию с севооборотами. Постепенно, начиная с 1400 г., он стал сознаваться как недостаточный для того, чтобы обеспечить решение проблем государства. Поэтому решались они за счет трансформации социофактов, в частности, усиления налогообложения и последующего закрепощения крестьян, ужесточения системы в целом. Апофеоз – петровские реформы, насаждение привнесенных извне навыков, в том числе и в природопользовании. Попытки изменить хозяйственный уклад предпринимались и позже, вплоть до Столыпина, и закончились революцией. До признания российской системы богарного земледелия лучшей в мире осталось немного – порядка 150 лет.
        Таким образом, фракталы 16 ранга наслоены на фракталы 15 ранга. В фазе подъема мы видим свободное по преимуществу крестьянство, ищущее и находящее новое в использовании природы. В акматической фазе его же, но уже задавленное поборами и потерявшее личную свободу. В фазе надлома – крах этой системы, означающий дезориентацию, применение бессмысленных заимствований типа химизации, мелиорации и т.п., прямое уничтожение природы страны в угоду частным целям фракталов 19 ранга. В инерционной фазе – возврат к прежней культурной ориентации, в том числе и в природопользовании, разумное обращение с землей и ресурсами недр.
        Интерпретация наложения фракталов. На рисунках фракталы изображены в плоскости и соотносительная размерность их (величина отступа от нулевой оси) не определена, поскольку у автора отсутствуют расчеты по энергетике. Можно предполагать, что положение в данный момент определяется равнодействующей от наложения фракталов всех пяти рангов. Второе предположение состоит в том, что короткоживущие фракталы 19 ранга в определенных условиях энергетически могут быть сильнее остальных и спровоцировать события, подобные революциям. В районе 1917 г. мы видим синхронный спад, позволивший развиться антисистеме.
        Вторая интерпретация наложения фракталов состоит в трехмерном представлении. В этом случае спираль 19 фрактала “накручена” на спираль 18 фрактала, 18 – на 17 и т.д. В итоге мы получаем генетическую матрицу этноса, подобную ДНК. Особое значение при этом имеет нулевая ось, которая не пересекается в этом случае витками спирали. Она, по сути, и есть идеальная цель развития. Но для фракталов 19 ранга осью будет спираль фракталов 18 ранга, для 18 – 17 и т.д. В итоге, общей осью для всех фракталов является спираль 15 фрактала или типа взаимодействия с природой, артефактов. Это и есть этнически понимаемый идеал, основа выработки национальной идеи. Вероятно, есть и фракталы других рангов, создающие общечеловеческие ценности, обусловливающие наше единство с живой и неживой природой, космосом, но их изучение выходит за пределы данного исследования.

Литература.

1. Рянский Ф.Н. Фрактальная теория пространственно-временных размерностей. - Биробиджан, 1992.
2. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993.
3. Осипов В.А. Социально-экономические проблемы управления природопользованием. - Тюмень, изд-во Тюменск. ун-та, 1999.
4. Toynbee A. A study of History. New York, McGraw. – Hill Publishing Company Limited, 1961.

Справка:

Осипов Виктор Авенирович (1950 г.р.), доктор географических наук, профессор. Окончил Пермский (1973) и Санкт-Петербургский (1976 - аспирантура) университеты.
Заведующий кафедрой социально-экономической географии и природопользования  Тюменского государственного университета.
Домашний телефон: (3452)-43-74-22,
e-mail: oval1950@land.ru,
сайт:  http://osipov-tsu.narod.ru/osipov-tsu.html

Рянский Феликс Николаевич (1938 г.р.), доктор географических наук, профессор, действительный член Академии социальных наук РФ и Международной академии минеральных ресурсов, академик РАЕН (2005).
Директор Института комплексного анализа региональных проблем (ИКАРП) ДВО РАН, Биробиджан (1991-1997).
Заведующий кафедрой географии и безопасности жизнедеятельности Нижневартовского государственного педагогического института, заведующий Научно-исследовательской лаборатории геоэкологических исследований НГПИ (г. Нижневартовск).

Рянский Ф.Н. Фрактальная теория пространственно-временных размерностей: естественные предпосылки и общественные последствия. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 1992. 28 с.
Рянский В.Ф. Фрактальная теория пространственно-временных размерностей: естественные предпосылки и общественные последствия. - Материалы 5 Всероссийского семинара «Фракталы и циклы развития систем», 2001.
Рянский Ф.Н. Социальная и этническая экология: региональный компонент. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений, учителей школ. Министерство образования Российской Федерации, Нижневартовский государственный педагогический институт. Нижневартовск; Тюмень: Тюмень, 2003. 637 с.