Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Рецензии ЗА

2005. Солодовников С.В., "Белорусский Фауст" с комментарием В.А. Вейника.


Белорусский Фауст.

Солодовников С.В.

Еженедельник «7 дней», г. Минск, № 43 от 27 октября 2005 года.

        В прошлом номере "7 дней" был опубликован материал "Филадельфийский эксперимент: быль или миф?", посвященный одной из тайн ХХ века, связанной с именем великого ученого Альберта Эйнштейна. В это же время в редакцию поступила статья кандидата филологических наук, доцента Белорусского университета культуры и искусств Станислава Солодовникова о белорусском ученом Альберте Вейнике. Совпадение оказалось знаменательным: трагическая судьба и научная деятельность белорусского ученого имеет немало "параллелей" и "точек соприкосновения" с жизнью и учением знаменитого физика. И тот, и другой заглянули в некие доселе неведомые человеку глубины. И увиденное ужаснуло их...
        Эйнштейн незадолго до смерти сжег все рукописи, касающиеся Единой теории поля. Что могло заставить ученого перечеркнуть дело всей жизни? "Филадельфийский эксперимент", о котором мы рассказали, видимо, пробудил какие-то тайные поля, создал опасные для жизни людей пространственно-временные аномалии... Член-корреспондент Белорусской академии наук Альберт Вейник работал над теорией хронального поля. Его книга "Термодинамика реальных процессов" вышла в 1991 году небольшим для того времени тиражом 7000 экземпляров и осталась почти незамеченной. Достаточно прочесть названия глав: "Новая парадигма науки", "Анализ вселенной", "Классификация миров", "Эволюция явлений", "Жизнь, цивилизация, экология", чтобы почувствовать: этот труд колеблет устои... Внезапно и Вейник сжег свои работы, бросил науку, уйдя в религию. Даже поменял имя на Виктор. И его что-то заставило отказаться от своих опытов... Предлагаем вашему вниманию статью о "белорусском Фаусте".

        Снять завесу молчания.

        Нет, Альберт-Виктор Иозефович Вейник (1919-1996), член-корреспондент Академии наук Беларуси, профессор, не обращался к магии, чтобы понять "Вселенной внутреннюю связь"; его не соблазнял Мефистофель; не переживал он и того острого разочарования в себе и в науке, которые поставили Фауста в трагедии Гёте на грань самоубийства... Нет, белорусский ученый выбрал иной путь, но путь все-таки фаустовский: путь поиска истины, раскрытия "реальной картины мира". Но... "кто ищет - вынужден блуждать". Вот тут и возникли у Вейника проблемы и социально-психологического характера, и научно-этического.
        Личность А. Вейника, его научная деятельность так разнообразны и богаты гранями, акцентами, нюансами, содержат столь значительный элемент спорности, что рефреном к данной статье можно сделать оговорку: вот это - тема отдельного разговора, вот это - тема для целой книги, а вот над этим вообще еще размышлять и размышлять. В самом деле, в результате расчетов и экспериментов - а экспериментатором Вейник был гениальным, - он получил такие результаты, что затрещала теория Большого Взрыва, как и другие астрофизические теории. Он подверг сомнению и критике общую и специальную теорию А. Эйнштейна (ну как такое может допустить официальная наука!), а главное: он осмелился предложить новую парадигму (то есть смену стереотипов мышления) науке! Возможно, живи Вейник где-нибудь на Западе, он был бы не только знаменит, но и стал бы лауреатом Нобелевской премии...
        Снять завесу молчания с фигуры гениального белорусского ученого еще предстоит. В газетной статье можно попытаться дать лишь общую картину его взглядов на науку и человека. В основу своей концепции Вселенной Вейник поставил хрональную теорию, то есть понятие времени.

        Что не снилось нашим мудрецам.

        Не наивным провинциалом ворвался Вейник в науку. Он не только ставил удивительные эксперименты, но и размышлял, внимательно изучал работы великих физиков. А ведь известно: великих почитают, но не читают! Это относится не только к естествоиспытателям, но и к великим писателям. Эйнштейн заметил: "Пространственные и временные данные имеют не фиктивное, а физически реальное значение". В.И. Вернадский писал, что время следует изучать, "как изучаются материя и энергия, заполняющие пространство". В 1958 году ленинградский астроном Н.А. Козырев писал, что "звезда черпает энергию из хода времени".
        Сам Вейник, исходя из мысли, что коль наш мир, Вселенная - материальны, то есть материально абсолютно все, что состоит из вещества, то реальны, объективны и имеют своих носителей и время, и пространство. Материальных носителей. Для времени это - "хрональное вещество" и носитель "хронон"; для пространства "метрическое вещество" и носитель "метриант", или "метриор". Кажется, просто и безукоризненно логично. Но оказывается, что далее ставятся под сомнение законы термодинамики, характеристики вакуума, более того, меняется вся картина мира, который становится не просто многомерным. Оказывается возможным и такой мир, где отсутствуют... пространство и время! Осмыслить столь парадоксальный взгляд догматически мыслящему ученому не просто не по силам, подобное ему даже и присниться не может. (Как тут не вспомнить Шекспира: "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам...") Особенно если сегодняшнее научное мировоззрение объявляется синонимом истины. В науке же часто прав отдельный ученый, а не институт (когда наука становится не поиском истины, а хорошо оплачиваемой работой, которую не хочется терять). А тут еще и думать надо, понять новую концепцию. Как часто ученые ленивы и нелюбопытны!

        Алхимик ХХ века.

        Итак, Альберт Вейник "дал" времени и пространству носителей. Ими и определяются свойства этих понятий. И различия тоже. В данной точке времени, скажем, 27 октября 2005 года, находятся одновременно миллиарды тел. А вот в данной точке пространства может находиться только один "метриант", принадлежащий определенному телу, а другой может попасть в эту точку, только заместив это тело. Хронон у Вейника не "чужая" частица, он относится к лептонам. Хрононы в миллионы и миллиарды раз меньше электрона, у них высокая проникающая способность. А скорости в десятки и сотни раз больше скорости света. По мысли ученого, хрононы несут в себе исчерпывающую информацию о любом теле, живом и неживом, которое их излучает. Вейник вводит идею о возможности существования тел, не содержащих порций (квантов) ни хронального вещества, ни метрического. Это приводит к устранению запретов механики на слишком большие скорости и ускорения, а главное, - "вырисовывается" возможность существования более тонких миров, чем наш, отличающихся исключительной экзотичностью. А еще - миров, находящихся вне времени или вне пространства. Такие идеи легче освоить писателю-фантасту, чем ученому. Для фантастов творчество Вейника - настоящая сокровищница образов, идей, сюжетов. Но, похоже, отечественные фантасты ее не заметили...
        Но не только чисто теоретическая сторона важна в творчестве Вейника. Он сконструировал и построил десятки устройств и приборов, поставил множество экспериментов, получил немало авторских свидетельств на изобретения. Он исследовал НЛО, шаровую молнию, проявления полтергейста и парапсихологические феномены. Эффективность опытов была исключительной. Правда, многие из них трудно повторить; это, очевидно, связано с тем, что сам Вейник явно обладал незаурядными парапсихологическими (экстрасенсорными) способностями, в которых и сам себе не признавался, пытаясь оставаться в рамках научной традиции. Впрочем, в прошлом алхимики тоже в довольно простых условиях (а Вейнику часто приходилось работать в небольшой квартирке, рядом с родственниками) получали удивительные результаты - вероятно, и потому, что сами были экстрасенсами и влияли на ход эксперимента.

        Есть контакт?

        А. Вейник пришел к выводу, что все парапсихологические феномены связаны с тем, что земной шар (и люди) контактируют с "тонкими мирами". И эти контакты могут приводить к печальным для здоровья и разума человека последствиям. Сам ученый описывает воздействие опытов на него и своих домашних так. Вначале в частях тела, на которые было направлено хрональное излучение, ощущались теплота, жжение, покалывание, как от мурашек. Шел подъем сил, энергии, сокращался сон при повышении работоспособности, а затем начинался "откат": появлялись нарушения работы сердца, тяжесть в голове, прыгало давление, терялся аппетит и возникала тошнота, носом шла кровь (как не вспомнить тут "неприятные" ощущения моряков, ставших невольными участниками "Филадельфийского эксперимента"! - Ред.). Понимая, что дело может кончиться плохо, ученый разобрал и выбросил прибор. И в своих книгах предупреждает экспериментаторов об опасностях. Он вышел на какие-то новые виды излучений, которые опасны для человеческой физиологии и, как выяснилось далее, и для психики.
        Ученые, работавшие с радиоактивностью, сами часто получали лучевую болезнь. Химики, имея дело с опасными для жизни веществами, получали отравления... Опасностей в нашем "лучшем из миров" предостаточно. Однако ученые открывают все новые их виды, и Вейник испытал это на себе. И объявил эти опасности происками "нечистой силы". Ну что ж, можно назвать это гипотезой. Исследователи из московской лаборатории микролептонных технологий под руководством А.Ф. Охатрина ставили опыты по методикам А. Вейника. И дома у некоторых сотрудников начал "заводиться" полтергейст. Летали молотки, тарелки, причем сквозь стенки шкафов (эффект, прекрасно объясняемый в рамках хрональной теории Вейника). Обстановка создалась сложная, и один из сотрудников попробовал читать молитвы и кропить комнаты святой водой. В ответ слышались грубые угрозы, на коже его сына стали появляться кровоточащие раны, будто того полосовали бритвой... Физик продолжал молиться, и вдруг последовала яркая вспышка, нечто вроде взрыва шаровой молнии, в комнате возникло зловонное сизое облако... Что это было?
        Конечно, можно говорить о "нечистой силе", как и поступил Вейник. Но, скорее, действия ученых привели к контакту с иным миром (мирами), вовсе не расположенным к доброжелательному контакту с людьми. Ведь и люди не всегда доброжелательны друг к другу, к "братьям нашим меньшим". Мы вполне можем столкнуться с ксенофобией космического масштаба, и об этом нужно задумываться до контакта. Ну а молитвы... Возможно, это определенные вибрации, для нас - добро и защита, а для тех - как удары электротоком. Наука вступает в новую стадию познания мира, и выходя на контакты с иными (тонкими) мирами, вовсе не следует предполагать только дружескую встречу. Вариантов подобных контактов предостаточно описано в фантастической литературе, которую впору "выводить" на изучение в школах и вузах. Исследования и судьба гениального белорусского ученого Альберта-Виктора Вейника в этом смысле являются крайне важными для человечества.

        Комментарий В.А. Вейника.

        К моему превеликому сожалению Станислав Васильевич, автор настоящей статьи, провел весьма неудачную параллель между судьбами А. Эйнштейна и А.И. Вейника. Для того, чтобы это понять, достаточно прочитать недавно изданную книгу В.И. Бояринцева «АнтиЭйнштейн. Главный миф ХХ века», М., Яуза, 2005 и сравнить ее с биографией и достижениями А.И. Вейника.

        Привожу следующую цитату (С.В. Солодовников): «Внезапно и Вейник сжег свои работы, бросил науку, уйдя в религию. Даже поменял имя на Виктор».

        При всем моем уважении к Станиславу Васильевичу вынужден заметить, что приведенные в цитате слова из настоящей статьи исключительно напоминают мнение о А.И. Вейнике некого В.А. Черноброва, изложенное в его статье «Машина времени. Работы в области времени в СССР», опубликованной в рекламно-информационном еженедельнике «Новый меридиан», Нью-Йорк, 2004, № 583, стр. 46 (текст этой статьи имеется на нашем сайте), на что мною были даны следующие разъяснения:

        1. Цитата (В.А. Чернобров): «Альберт Вейник "ушел в религию", взял себе новое имя Виктор, а свои научные работы и книги, в том числе по физике Времени (от беса!), сжег на костре во дворе академии».
        Разъяснение: О том, почему А.И. Вейник "взял себе новое имя Виктор", можно прочитать на Форуме в разделе "Неизвестные страницы биографии \ Какое имя Вейника правильное?".
        А.И. Вейник никогда не сжигал «на костре во дворе академии» своих научных работ и книг.

        3. Цитата (В.А. Чернобров): «Вейник фактически ставил на этих идеях крест, такой же как и на Времени, которого "не существует". Впрочем, позже Вейник поставил крест и на всех остальных идеях...»
        Разъяснение: А.И. Вейник никогда НЕ ставил «крест» на своих идеях.
        Для этого автору данной статьи следовало бы повнимательнее читать ТРП и последовавшие за ней книги и популярные статьи.
        Есть, видите ли, принципиальная разница между отказом от «своих идей» и прекращением опытов, а также советом всем другим исследователям не проводить опасные эксперименты.

Справка:

Солодовников Станислав Васильевич (1942 г.р.), кандидат филологических наук (1979), г. Минск. Окончил филологический факультет Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (1969) и аспирантуру при нем (1972). Работал учителем в школе (1972-1976), в Белорусском институте народного хозяйства (1977-1979), с 1986 г. - доцент кафедры русской и зарубежной литературы БГПУ, где читает курсы: зарубежная литература 17-18 века, зарубежная литература 19 века, зарубежная литература 20 века, литература ближнего зарубежья, спецсеминар по русской литературе. Преподает в Академии культуры Беларуси (с 1986). Печатается с 1968. Был председателем клуба любителей фантастики в Минске (1983-1991).

Солодовников С.В., и Солодовникова Д.С., "Тайна пирамид, или Все пути ведут в Атлантиду", Минск: изд. Л.А. Филимонова, 2007. 224 с., 2100 экз.
Аннотация.
Пирамида является одной из самых странных геометрических фигур. Ее используют и в целительской практике, и в архитектуре, ее свойства изучают ученые.
Авторы оттолкнулись от "хрональной теории" белорусского ученого А.И. Вейника и пришли к выводу, что пирамида действительно обладает множеством феноменов, но в то же время остается "вещью в себе", тайной и загадочной. Здесь явственно просматривается логика, которая ведет авторов к разгадке тайны гибели великой цивилизации далекой древности - Атлантиды.