Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Разное

2003. Православная Церковь о книге А.И. Вейника «Почему я верю в Бога» (диакон Андрей Кураев и протоиерей Максим Козлов).


Православная Церковь о книге А.И. Вейника «Почему я верю в Бога».


Ответ № 50.

Кураев Андрей, диакон.

Выдержка из книги
Кураев А., «Ответы молодым», Издательство Саратовской епархии, 2003, стр. 34-35.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kuraev/answer/contents.html

        – Какая, по вашему мнению, книга в современной литературе имеет наибольший миссионерский эффект и наоборот, какая (из встретившихся вам) может надолго оттолкнуть человека от Церкви?
        – Я думаю, что ничего более сильного, чем "Исповедь" блаженного Августина, никогда ни один миссионер уже не напишет.
        Но, с другой стороны, мне сейчас с некоторой горечью и разочарованием придется сказать о том, что сильная, эффективная с миссионерской точки зрения книга – не всегда лучшая. Например, книга Владимира Вейника "Почему я верю в Бога" чрезвычайно эффективна с точки зрения прихода людей к вере, но совершенно несерьезна с точки зрения богословия и даже той самой науки, которую Вейник представляет [43]. Я считаю просто позором для Церкви, что эта оккультная книга продается во многих храмах и монастырях. Но, несомненно, она очень эффективна и приводит в Церковь сотни людей с компьютерным складом ума. Правда, приходя через эту книгу в Церковь, они потом плохо отличают мир Православия от мира оккультизма.
        Или возьмем различные сборники чудес, книги типа "Православные чудеса XX века". С миссионерской точки зрения они очень эффективны, но дальше возникает вопрос: а куда они приводят человека? В мир Православия или в мир некоей общечеловеческой магии, которая в данном случае просто выражает себя через православную символику? Что я имею в виду под миром общечеловеческой магии? Понимаете, есть люди, которые ходят в православный храм, искренне считают себя православными, но, по сути, специфически христианские догматы для них не так уж и важны. Такой человек идет в церковь, чтобы вымолить себе какую-нибудь поблажку в земной жизни, и ему абсолютно все равно, к кому по этому вопросу обратиться. "Батюшка, у меня сын пьет, скажи, какому Господу Богу я молиться должна?". То есть ровно с той же легкостью и по тем же мотивам, по которым такой человек шел в храм православный, он пошел бы в любую секту, к любому целителю, в любую языческую общину, попадись ему тогда другая литература или другой проповедник.
        Что касается второй части вашего вопроса, то я могу назвать прекрасный пример антимиссионерской литературы. Недавно мне в руки попала книга одного грузинского архимандрита под названием "Адамов грех", автор которой на двухстах страницах доказывает, что все некрещеные младенцы идут во ад. Читая ее, я внутренне благодарил Господа за то, что пришел в Церковь двадцать лет назад, а не сейчас. То есть если бы сейчас я находился в числе сомневающихся, то, увидев подобную книгу, я бы не пришел в такую Церковь точно. Кстати, у оптинских старцев, в частности у Варсонофия, был совершенно иной взгляд на участь некрещеных младенцев [44].

Примечания.

43. Критику теорий Вейника с научной точки зрения см.: Дынич В.И., Ельяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томильчик Л.М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. 1994. № 12. Его книга «Термодинамика» называется «скандально известной». О ней же: «Бред под видом науки» (Федоров В.С., Степанов Б.И. Рецензия // Весцi АН БССР. Серия физ.-мат. навук. 1974. № 5. С. 131).

44. «Передавал мне отец Иларий, монастырский духовник, что отец Амвросий отзывался о некрещеных младенцах так: хотя они по заслугам Господа Иисуса Христа и будут в Царствии Небесном, но останутся слепыми, то есть лишатся возможности зреть лице Господа, вследствие того, что в Таинстве Крещения с них не смыт прародительский грех» (Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. М., 1991. С. 24). Ср. мнение святителя Григория Богослова о людях, которые по малолетству или не по своей воле не были крещены: «Последние не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания» (Святитель Григорий Богослов. Слово 40. На святое Крещение // Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 558).

Справка:

Кураев Андрей Вячеславович (1963 г.р.), диакон храма св. Иоанна Предтечи что на Пресне. Профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.
В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР; в 1985 г. перешел на работу в Московскую Духовную Академию. В 1988 г. окончил Московскую Духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском Богословском институте. По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 г. работал референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В 1992 г. окончил Московскую Духовную Академию. В 1993-1996 гг. декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова. С 1997 года – профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы – МДА (чтение лекций в Свято-Тихоновском институте (ныне Университете) при этом продолжается).
В 1994 г. в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской Духовной Академии. В 1996 г. Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия. Решением Синода от 12 марта 2002 года включен в состав редколлегии сборника «Богословские труды». Решением Синода от 24 декабря 2004 года включен в состав Синодальной Богословской комиссии. 15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени.
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.



Как относится Православная Церковь к трудам А.И. Вейника? Никак.

Козлов Максим, протоиерей.

Сайт «Домовый храм мученицы Татианы», 2005 год.
http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=409

        - Хотела бы спросить, как относится Православная Церковь к работам Ивана Панина и трудам академика Вейника?
        - Уважаемая наша постоянная совопросница Вера!
        Во-первых, я бы призвал Вас не формулировать вопросы о персоналиях столь глобально. Православная Церковь во всей полноте, я думаю, никак не относится к трудам Ивана Панина и академика Вейника, она их не рассматривала. Это же не точное изложение православной веры Иоанна Дамаскина или не катехизис святого митрополита Филарета, это частная точка зрения ученых по конкретным вопросам. Разумнее спрашивать о том, как с позиций православного мировоззрения можно расценить эти работы или как те или иные православные богословы смотрят на эти труды.
        О трудах Ивана Панина я ничего не знаю, никогда их не читал, от Вас первой услышал эту фамилию.
        Про белорусского академика В. Вейника знаю только, что он занимался символикой чисел применительно к Священному Писанию и довольно смело применял ее. Мне кажется, что в этом есть благое начало: что человек внимательно вчитывается в Священное Писание и стремиться постигнуть природу символов и неслучайность каждой йоты Священного Писания. С другой стороны, мы всегда должны помнить об относительности применений тех или иных символических, или аллегорических текстов к современной действительности, в особенности, к минувшему историческому процессу.
        Мне видится, что это возможная, а не невозможная точка зрения.

Справка:

Козлов Максим (1963 г.р.), протоиерей, настоятель храма святой мученицы Татианы с момента передачи здания Русской Православной Церкви (4 января 1994).
Закончил филологический факультет Московского Государственного Университета, где специализировался по кафедре классической филологии (древнегреческий и латинский языки). В сентябре 1985 года зачислен в состав профессорско-преподавательской корпорации Московской Духовной Академии и Семинарии преподавателем новых и древних языков. С 1989 года ему поручено также чтение курса истории западных исповеданий (раздел - католичество) в Академии, с 1991 года - курса сравнительного богословия в Семинарии. С 1997 года преподает также вновь введенный курс основ риторики в Академии.
В 1988 году окончил экстерном полный курс Семинарии, в 1990 году - Академии. Постановлением Совета Академии от 28 декабря 1990 года отцу Максиму присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники». В декабре 1991 года присвоено ученое звание доцента. Принимал участие в деятельности Рабочей группы по разработке новой концепции духовного образования. С 1996 года член Синодальной Богословской Комиссии.
25 февраля 1992 года ректором Московских Духовных Школ архиепископом Дмитровским Александром рукоположен в сан диакона. 21 июля 1992 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен в сан священника и назначен штатным священником храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве.
Указом Святейшего Патриарха Алексия II № 1 от 4 января 1994 года назначен и.о. настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ. К Пасхе 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия Епископом Верейским Евгением, ректором Московской Духовной Академии и семинарии, возведен в сан протоиерея.
С 2001 года является членом редколлегии сборника «Богословские труды», издаваемого издательским отделом Московского патриархата. В феврале 2002 года определен членом совета Всероссийского Православного Молодежного Движения, отвечающим за работу со студенческой молодежью. С марта 2002 года является заместителем председателя учебного комитета Русской Православной Церкви, главным инспектором учебного комитета.