Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Разное

2003. Функ С., "Патрульный времени. Профессор Вейник допускал, что у времени есть материальный носитель".


Патрульный времени. Профессор Вейник допускал,

что у времени есть материальный носитель.

Функ Сергей.
"Белорусская деловая газета", 03.01.2003.

        Однажды в конце 80-х в центре станции метро "Восток" в Минске собралась толпа любопытных. Ярко горели телевизионные софиты, у камеры суетились операторы. На перроне метрополитена происходило исключительно редкое для советского телевидения действо: прямой эфир. Однако не хождение в народ очередного чиновника, не интервью поп-звезды и не план обустройства России приковали в тот день внимание зевак. На экране монитора телеведущий неторопливо беседовал со степенным ученым, который объяснял суть какой-то своей теории, попутно отвечая на вопросы зрителей из метро. В таком антураже народу явился член-корреспондент белорусской Академии наук Альберт-Виктор Иозефович Вейник.
        Слухи о странных исследованиях минского ученого расползлись в те времена по всем уголкам Советского Союза. В перестроечную эпоху брожение умов и общее предчувствие большой смуты открыли шлюзы десятилетиями сдерживаемых фантазмов. Как в барочном театре, на сцену публичной жизни нескончаемой чередой потянулись астрологи, хироманты, ясновидящие, охотники за "летающими тарелками", экстрасенсы, шаманы, индийские йоги, народные целители, сатанисты, сектанты всех мастей, лозоходцы, маги и многие другие маргиналы, которых не смогла бы классифицировать даже научно-просветительская передача "Третий глаз". По интересному закону появления и исчезновения колдунов восходили и падали нестойкие звезды Чумака, Кашпировского и Джуны.
        Требовалась систематизация колоссального числа знаний, которые по разным причинам были исключены из научной картины мира. Основным научным авторитетом этого "пира духа" и стал минский ученый-физик с необычным сдвоенным именем. Главный советский теоретик всего потустороннего пришел из классической термодинамики - дисциплины, по скучности не уступавшей знаменитому сопромату. В 1973 году в белорусском отделении издательства "Высшая школа" вышел учебник для вузов под скромным названием "Термодинамическая пара". Наряду с изложением основ дисциплины мало кому до этого известный автор учебника спокойно и буднично высказал несколько поистине фантастических гипотез. А именно: профессор Вейник допустил, что у времени как физического явления есть материальный носитель - некое вещество времени. Эта сугубо научная гипотеза (как говорят ученые, "спекуляция") вызвала взрыв возмущения научной общественности. Вейника прямо обвинили в сумасшествии и сделали оргвыводы: учебник изъяли из магазинов и библиотек, а автора выгнали с работы и лишили права читать лекции в вузах.
        Нисколь не отчаявшись, Вейник продолжил свое научное приключение уже частным образом. Если существуют элементарные частицы времени, рассуждал он, значит, существует и излучение времени, которое можно создать искусственно и зафиксировать приборами. И вот здесь начинается нечто мало сказать неслыханное... Минский ученый сумел реально подтвердить эффекты этого вещества, названного им "хрональным полем", и даже изобрести установку для его накапливания и выделения. По свидетельству ученого (и к огромному изумлению его самого), наручные электронные часы, помещенные в экспериментальную установку, замедляли или ускоряли ход по желанию экспериментатора. С эйфорией первооткрывателя Вейник позднее скажет: "Я подошел к возможности управлять временем". Белорусский ученый, без преувеличения, стал единственным человеком за всю историю цивилизации, который имел основания произнести такую фразу. Исходя из своих опытов с веществом времени, Вейник постулировал существование "хроносферы", временного поля планеты, которое управляет переходом прошлого в будущее. Человек вступает в совершенно особые отношения с тонким полем времени - скажем, оно накапливается в его теле и приводит к старению. С другой стороны, из теории Вейника следовало, что возможна полная изоляция отдельного предмета от насыщения веществом времени, то есть превращение его в нечто, существующее вечно.
        Фактически Вейник опирался на известные, но совершенно необъяснимые доселе факты. В опытах с аккумуляцией времени он, в частности, использовал таинственный "эффект формы". Ученым было смутно известно о том, что тела особых форм порождают внутри себя и в окружающем пространстве особые эффекты. Археологи, изучавшие в Египте пирамиду Хеопса, случайно обнаружили, что тела мелких животных, попавших в центральную ("царскую") часть пирамиды, не разлагались, а мумифицировались. Заинтересовавшись этим фактом, один французский археолог построил точную модель пирамиды Хеопса высотой в метр и обнаружил, что мертвая кошка, положенная в пирамиду, также мумифицировалась. А в 50-е годы чешский ученый Карел Дрбан открыл, что если в пирамиду поместить бритвенные лезвия, то они затачиваются сами по себе. Более того, предприимчивый чех решил поставить этот эффект на промышленную основу и получил государственный патент ЧССР на "бритвенный затачиватель", который, кстати, в свое время был в продаже и в СССР. Пользовавшиеся этим прибором воочию убеждались, что лезвие в пирамиде через 12 часов становилось как новое. Это было что-то вроде повседневного чуда, невероятного своей очевидностью.
        Именно в опытах с пирамидками Вейник и обнаружил их способность замедлять или ускорять течение времени, а также насыщать ("заряжать", как он выражался) веществом времени воду и твердые предметы. В зависимости от знака этого вещества оно оказывало положительное или отрицательное воздействие на человеческий организм. Поскольку ученый опасался, что воздействие излучения времени понятно ему не до конца, он никогда не пускал гостей своей квартиры в комнату, где стояли "хрональные генераторы".
        Еще одной любопытной догадкой Вейника была гипотеза о том, что вакуум - это не пустое пространство в чистом виде, а неограниченный источник энергии, в сотни раз превосходящий по силе ядерный взрыв. И если опыты Вейника со временем по-прежнему воспринимаются как научный курьез, то гипотеза о вакууме вызвала острый интерес, например, американских ученых. Как нам удалось выяснить, некий исследовательский институт США связался с одним из белорусских учеников Вейника, продолжающим исследовать энергетический потенциал вакуума, и за огромную сумму денег купил у него изложение результатов изучения возможности добывать энергию из вакуума (т.е. из ничего). Конечно, говорить сегодня о промышленном воплощении догадок белорусского ученого рано. Однако ясно, что малейший успех в этом направлении откроет перед человечеством новую эпоху. (Точно таким же образом, кстати, нащупывалась возможность добычи электрической и ядерной энергии).
        По мере того как Вейник оттачивал мастерство управления потоками времени, пронизывающими космос и человека, молва о странном белорусском ученом росла, и к Вейнику начали стягиваться те, кто интересовался всем необычным, непознанным и потусторонним. Живой интерес Альберта Иозефовича вызывали сообщения о контактах человека с НЛО. Он допускал, что некая разумная форма жизни во Вселенной смогла получить власть над полем времени и использовать его как источник энергии. К тому же по мере распада идеологического монолита советской науки свидетельства о "летающих тарелках" пошли таким густым потоком, что даже перестали вызывать интерес у публики. Вейник поддерживал контакты с охотниками за НЛО, с экстрасенсами и множеством людей со всякого рода необычными способностями, пытаясь изучить на их примере проявления своего любимого детища - открытого им носителя времени.
        По свидетельству его знакомых, в отношении Вейника белорусская Академия наук разделилась на два лагеря. Одни считали, что в находках ученого есть по крайней мере некое рациональное зерно, другие же безоговорочно отрицали теории Вейника как проявление наглого шарлатанства и мракобесия. Отметим, что сегодня все больше экспертов-естествоиспытателей в России и Беларуси заявляют, что практически весь фактический материал в работах Вейника недостоверен и (мягко говоря) ложен. Дело усугубилось еще и тем, что в последний период жизни Альберт Вейник тесно сошелся со священниками самого фундаменталистского толка, для которых оправославленный ученый-физик стал неоценимой пропагандистской находкой.
        Религиозная одиссея крупного академического ученого закончилась плачевно. Альберт Вейник (с момента перехода из католичества в православие подписывавшийся исключительно Виктором Вейником) начал изрекать вещи, от которых у богословов волосы на голове вставали дыбом. В посмертно изданной книге Виктора Вейника "Почему я верю в Бога" мир предстал примитивным, исключительно в черно-белых тонах борьбы злых духов с духами добрыми, а яркие интуиции ученого превратились в высказывания типа: "99,9% науки и техники происходит от сатаны"; "степень одержимости бесами у программистов в 5,7 раз выше, чем у непрограммистов" или "85% чернобыльских осадков упало на Беларусь, потому что она самая языческая"...
        24 ноября 1996 года по пути в Свято-Петро-Павловскую церковь Альберт-Виктор Вейник попал под машину и погиб.
        В конце своей деятельности вместо нового Эйнштейна своеобычный ученый превратился в белорусского Сведенборга. Или в мастера-самоучку из платоновского "Чевенгура", делавшего деревянные часы, которые ходили без подзавода - от вращения земли. Продвинулся ли научный прогресс в работах Альберта-Виктора Вейника? Едва ли, хотя судить об этом не нам и не сейчас. Но зато какая романтика, какая вспышка воображения видна в его удивительном желании подчинить человеческому разуму нашего абсолютного господина - Время! Опять, как всегда, получилась плохая физика, но зато какая смелая поэзия!..