Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Разное

2002. О статье Астапенко А.В. "Христианство, наука и прелесть… О книге В.Вейника"“Почему я верю в Бога?""


Выдержки из статьи
Возвращаясь к напечатанному.

Газета «Царкоунае слова», Минск, 01.01.2002.

        Статья Анатолия Астапенко "Христианство, наука и прелесть… О книге В.Вейника "Почему я верю в Бога?"", опубликованная в № 10/2001, вызвала неоднозначную реакцию у читателей. Те, кто знал Виктора Иосифовича лично, были возмущены тоном статьи и обвинили редакцию и автора в некорректности и непочтительном отношении к Вейнику как к умершему человеку и заслуженному учёному. Поступили и положительные отклики: читатели благодарили за то, что им помогли разобраться в содержании популярной ныне книги.
        Такое разнообразие мнений и величина проблемы говорят нам о необходимости продолжения разговора. Во-первых, отметим, что редакционная коллегия вправе дистанцироваться от позиции автора, но в данном случае мы поддерживаем А.Астапенко в его взгляде на сборник статей Вейника. Другое дело - эмоциональный фон материала. Мы сожалеем, что не сумели смягчить некоторые выражения статьи, и они стали оскорбительными для кого-то из наших читателей. В связи с этим мы даём возможность выступить с открытым письмом Ганаго Борису Александровичу, хорошо знавшему В.Вейника.
        Во-вторых, острота вопроса и наша некомпетентность в области теоретической физики, где В.Вейник делает открытия и ими подтверждает существование духовного мира, побудили нас обратиться с официальным запросом в Институт физики Национальной Академии Наук РБ. Мы попросили дать оценку “Общей теории” А.Вейника, изложенной в книгах “Термодинамика реальных процессов” (1991) и “Термодинамическая пара” (1973), так как все статьи из книги “Почему я верю в Бога?” базируются на этих трудах. Надеемся, объективный отзыв специалистов рассеет многие недоумения верующих и поможет богословам приступить к анализу православного “бестселлера”.


За гранью этики.
открытое письмо Анатолию Астапенко (в сокращении)

        Уважаемый Анатолий Владимирович!
        В газете "Царкоўнае слова" (№ 10, 2001) Вы опубликовали статью "Христианство, наука и прелесть” о книге А. Вейника "Почему я верю в Бога". Значительная часть заметок посвящена не только содержанию книги, но и автору. Несправедливость Ваших оценок личности Вейника и светлая память о Викторе Иосифовиче не позволяют Ваши растиражированные мнения оставить без ответа.
        Так в начале Вы писали: “Весь путь А.Вейника - это поиск истины, это истовое стремление к познанию, это целеустремлённость и любовь к красоте. Виктору Иосифовичу пришлось пережить много трудных, казалось бы, безвыходных ситуаций, и всегда он оставался верным своим идеям и убеждениям” - замечательные слова. И вдруг Вы уверяете, что В.И. Вейник “даёт полную волю своему тщеславию. И гордыня берёт верх над логикой”. Позвольте, разве не Вы только что писали “об истовом стремлении к познанию, о любви к красоте, о верности своим идеям”? Далее Вы выносите ему свой заключительный диагноз: “Мы имеем очередной вариант “прелести” - заблуждения человека, возомнившего себя гением, пионером науки”.
        “Прелесть” - понятие духовное. Право судить о ней давалось лишь немногим подвижникам веры, да и то в спасительных целях. Допустим, ошибался В.И. Вейник в своих научных исканиях, спорьте с ним как с учёным. Но Вы дозволили себе самочинно взять роль духовного судьи. Господь предостерегал: “Не судите, да не судимы будете”, оставляя за Собой это право.
        Вы без пояснения цитировали его текст, относящийся к 1973 году, где слово “Бог” было напечатано с маленькой буквы. Виктор Иосифович Вейник, приняв Православие, такого бы не позволил. Альберт Иосифович и Виктор Иосифович - это далеко не один и тот же человек. И Вам, посягнувшему поднять своё аналитическое перо на феномен Вейника, необходимо было бы проследить за диалектикой его взглядов, его души, а не призывать вынести “вердикт на запрет лжеучения”.
Ваши опасения о дискредитации Православия от труда В. Вейника в глазах учёных всего мира напрасны. Научный авторитет профессора Вейника создавался его ранними книгами, издаваемыми в Америке, Англии, Китае, России, Японии.
        Александру Вейнику, сыну Виктора Иосифовича, не прекращаются звонки с просьбой выслать книгу не только из России, Украины, Татарстана, Израиля, но даже из Австралии. Её рекомендовали для чтения верующим служители Почаевской Лавры и Псково-Печерского монастыря. Половину первого тиража приобрела Киево-Печерская Лавра. Наконец, книга имеет благословение Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета.
        Высок человеческий авторитет Виктора Иосифовича. Приведу мнение проректора Царицынского православного университета, заслуженного деятеля науки России, священника Александра Половинкина:
“У меня было с Виктором Иосифовичем Вейником много встреч и общений, когда он приезжал в Волгоград (пять или шесть раз) для чтения лекций в Царицынском православном университете и выступлений на научных конференциях. Читал его книги и статьи, касающиеся изучения духовного мира.
        Виктор Иосифович занимался очень сложными и актуальными вопросами действий духовного мира на различные объекты живой и неживой природы. Занимался этими исследованиями добросовестно, самоотверженно и трепетно. Это направление исследований необходимо продолжать, и оно ждёт последователей В.И. Вейника”.
        Во всём цивилизованном мире есть неписаный закон: не говорить о покойниках непочтительно. Вы попрали эти моральные нормы, Анатолий Владимирович. Подобно тем мчащимся неизвестно куда машинам, раздавившим тело Виктора Иосифовича, Вы своими заметками проехались по доброму имени христианина.
Виктор Иосифович по благословению священнослужителя последнее время причащался каждое воскресенье, исповедуя грехи своей сложной жизни. Накануне по ночам вычитывал все положенные каноны, Последование ко Святому Причащению.
        24 ноября в день памяти святого мученика Виктора после вечерней исповеди ранним утром Виктор Иосифович стремился в Петро-Павловский собор на Божественную Литургию, к Святому Причастию, когда был сбит и отброшен одной машиной и раздавлен другой.
        Всю ночь после гибели тело погибшего лежало в том же храме, а над ним читал Псалтирь его единственный аспирант, вскоре защитивший диссертацию. Став кандидатом физико-математических наук, ученик профессора В.И. Вейника принял сан священнослужителя.
        Ганаго Борис Александрович.


Из области околонаучной фантастики.

        Научная оценка так называемой “Общей теории А.Вейника” была дана достаточно давно, в пору её появления на свет. Достаточно сослаться на статью замечательного советского учёного, академика М.А. Ельяшевича “Термодинамика по Вейнику, или Всеобщая физическая теория”, опубликованную в ведущем научном журнале СССР “Успехи физических наук” (1969, т.98, вып.3, с. 591-595). Серьёзный вклад в анализ работ А.Вейника и в их критику в средствах массовой информации внёс член-корреспондент НАН Беларуси Л.М. Томильчик. Совместно с ними пришлось писать о А.Вейнике и автору этих строк в журнале “Вопросы философии” (№ 12, с. 122-134, 1994), в контексте анализа проблем анормального знания как явления массовой культуры.
        Не вдаваясь в профессиональные детали, скажу, что “теория” А.Вейника представляет собой типичный пример сектантской ереси в науке. Как и любой сектант, Вейник признаёт только часть, образно говоря “Учения”, отбрасывая или искажая остальные его “догматы”. В данном конкретном случае он признавал лишь классическую термодинамику и её методы, отвергая не только такие разделы физики, как квантовая и релятивистская теория, но и значительную часть классической электродинамики, достижениями которой каждый из нас пользуется каждодневно. Естественно, что попытки автора найти место предсказаниям “теории” в реальном мире за рамками области справедливости термодинамики и механики Ньютона были безрезультатными. Нормальные учёные, оказавшись в такой ситуации, ищут и исправляют ошибки или просто выбрасывают свои построения в мусорную корзину. Но псевдоучёные пытаются найти сферу приложения своим “теориям” вне рамок науки. Так поступил и Вейник, объявив в “Термодинамике реальных процессов”, что им “установлен факт существования сверхтонких миров и объектов, которые живут вне времени и пространства и взаимодействуют с нами по законам добра и зла”. При этом он окончательно порвал связь с наукой и её методами и перебазировался в область околонаучной фантастики с популярным в те годы мистическим уклоном.
        Это тем более печально, что А.Вейник к тому времени был известным учёным в другой сфере - в термодинамике литья, и его научные работы были высоко оценены во всём мире. Именно за свои исследования литейных процессов он, ещё не достигнув сорокалетия, получил звание члена-корреспондента АН Беларуси.
Но вскоре его деятельность приобрела псевдонаучный характер, поскольку свои изыскания он перевёл в те сферы, в которых не был сведущ. Явление Вейника - это вовсе не феномен. Многие заслуженные и премированные учёные пытаются реализовать себя в других областях науки и часто терпят фиаско. Так получилось и с Вейником. Учёный имеет право на категорические утверждения, но далеко не все из них находят признания научного сообщества, подтверждаются на практике и входят в золотой фонд науки. Здесь то же соотношение, что и при добыче золота - один самородок на тонны пустой породы.
        Приход Вейника в лоно православной церкви, на мой взгляд, не изменил сути его псевдонаучных устремлений. Просто его претензии на построение “теории всего” получили новую сферу приложения и доверчивых слушателей, изначально сочувствующих и готовых откликнуться на чудо. И его книга “Почему я верю в Бога” показывает, что он этими чувствами воспользовался вполне, демонстрируя при этом глубочайшую степень незнания и непонимания современной науки. Приведу только один пример. На стр. 149 читаем: “…квантовая механика базируется на “угаданных” уравнениях Гейзенберга, Шредингера, Клейна-Гордона, Дирака и других. … Интересный штрих: Дирак “угадал” математическое уравнение электрона - Нобелевская премия; Борн дал ему соответствующее статистическое толкование - опять Нобелевская премия”. Действительно, штрих интересный и весьма характерный для стиля Вейника. Дело в том, что из всех перечисленных учёных именно Дирак вывел своё известное уравнение, впервые соединив методы квантовой и релятивистской механики. При этом как раз выяснилась определенная непоследовательность такого соединения, в частности потому, что функция, удовлетворяющая этому уравнению, как раз и не допускала статистической интерпретации, которую Борн предложил для уравнения Шредингера.
Трудно передать то чувство, которое охватывает профессионала, когда на той же странице читаешь безграмотную критику представлений теории относительности. Только традиционное для нашей культуры уважение к статусу усопшего не позволяет писать соответствующий комментарий.
        Я и мои коллеги приветствуем стремление редакции разобраться в сути вопроса. Поэтому мы готовы дать исчерпывающие разъяснения по любому конкретному физическому вопросу читателям газеты и вне связи с “теорией” Вейника. Но его последняя книга заслуживает тщательного богословского анализа, а, возможно, даже совместного анализа физиков и богословов.
        В заключение хотел бы подчеркнуть, что православная церковь, в отличие от католической, никогда, насколько мне известно, не прибегала к естественнонаучной аргументации для доказательства своих постулатов. Думается, что особенно неуместно это делать сегодня да еще с использованием весьма сомнительных источников.
        Наша общая задача защищать свои “канонические территории” от разных ересей во благо нашего народа и в соответствии с высоким предназначением Церкви и Науки.
        Поздравляю всех читателей “Царкоўнага слова” со светлым праздником Рождества Христова и Новым годом. Желаю всем в Новом году любви, веры, надежды и, конечно, мудрости.
        Толкачев Евгений Аркадьевич, профессор, доктор физико-математических наук.
_____________________________________________________________________________

Справка:

Астапенко Анатолий Владимирович, кандидат физико-математических наук, прихожанин Свято-Петро-Павловского храма г. Минска.

Ганаго Борис Александрович (1928 г.р.), преподаватель первой в Белоруссии воскресной школы при Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Вел цикл радиопередач на Белорусском радио «Духовная нива», являясь их автором и ведущим. Он принимал участие в организации Школы катехизаторов при Минской епархии. Им разработан предмет «Методика преподавания катехизиса», который был введен в программы Европейского Гуманитарного Университета, Школы катехизаторов и Слонимского Духовного училища. В течение многих лет Б.А. Ганаго публикует свои методические разработки в журнале «Минские Епархиальные Ведомости». Инициатор создания Литературного объединения «Духовное слово», руководителем которого он и является в настоящее время.

Половинкин Александр Иванович (1936 г.р.), протоиерей, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России. В 1983-88 г. был ректором Волгоградского политехнического института. Работал в области автоматизации проектирования и инженерного творчества. Автор более десяти книг. Наблюдая проблемы нравственной деградации студенчества и ища выход из этой ситуации, открыл для себя Евангелие. Встал на путь обретения Веры. В 63 года принял священнический сан.
Организатор и первый проректор Царицынского православного университета преп. Сергия Радонежского.

Ельяшевич Михаил Александрович (1908-1996), физик-теоретик, доктор физико-математических наук (1944), академик АН Белоруссии (1956). Основные труды по атомной и молекулярной спектроскопии. Сталинская премия СССР (1949, 1950), Ленинская премия (1966), Государственная премия Республики Беларусь (1992 ).

Томильчик Лев Митрофанович (1931 г.р.), профессор, член-корреспондент НАНБ по специальности "теоретическая физика" (1989). С 1957 года работает в Институте физики АН БССР. Академик-секретарь отделения природоведческих наук Белорусской академии образования. С 1963 по 1970 годы работал Ученым секретарем отделения физико-математических наук АН БССР. Более двадцати лет входит в состав ученых советов по защитам диссертаций. В последние 5 лет возглавляет совет по защите докторских диссертаций по теоретической физике и физике высоких энергий при Институте физики НАНБ. E-mail: lmt@dragon.bas-net.by