Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Развитие идей

2006. Вейник В.А., "Развитие идей А.И. Вейника".


Развитие идей А.И. Вейника.

Вейник В.А.

Рукопись, 08 октября 2006 года.

        Немного истории.

        Вейник Альберт Иозефович (1919-1996), теплофизик, доктор технических наук (1953, тема «Тепловые основы теории литья»), профессор физики (1955), член-корреспондент Академии наук Белорусской ССР (1956). Один из основоположников теории тепломассопереноса и теплофизики литейных процессов.
        Основные идеи будущей термодинамики реальных процессов возникли у А.И. Вейника в 1950 г., когда он предложил заменить энтропию термическим зарядом, способным не только возрастать, но и уменьшаться. В его рукописи «Книга скорби» (1981) есть такие слова: «Первые же мои публичные выступления на эту тему сопровождались бурей, например, на конференции в Институте технической теплофизики АН УССР один известный теплотехник назвал мою гипотезу идеей фикс, были и другие названия, но здесь я их приводить не стану, особенно протестовали физики».
        В 1956 г. А.И. Вейник опубликовал первый вариант теории «Техническая термодинамика и основы теплопередачи» (М.: Металлургиздат). Пять предыдущих лет ушло на борьбу за право напечатать книгу. «Состоялись 5 или 6 заседаний ВАКа, требовавшего все новых и новых переработок. ВАК никак не соглашался присвоить книге гриф учебного пособия, а без грифа издательство печатать отказывалось. Пришлось с целью маскировки изъять новые идеи из оглавления, сократить их объем и в тексте набрать петитом».
        Летом 1968 года вышла в свет нашумевшая монография «Термодинамика» (3-е издание), в которой была изложена идея существования элементарных форм движения материи, рассматриваемых в качестве элементарных частиц (кирпичиков) движения. Чтобы хоть как-то обнародовать книгу вопреки неофициальному запрету (член-корреспондент имеет право публиковаться без ограничений и даже без рецензий) пришлось оформить её в виде учебного пособия для студентов и провести через издательство Министерства высшего и среднего специального образования БССР, где цензура «послабее».
        В 1973 году чудом проскользнула в печать вторая крамольная монография под названием «Термодинамическая пара», где теория претерпела хотя и незначительные изменения, но стала гораздо многозвучнее. Негласный надзор за своим научным поведением А.И. Вейнику удалось обойти с помощью специально разработанной очень непривычной для восприятия терминологии, введшей в заблуждение бдительных цензоров.
        Однако в 1975 году А.И. Вейник, после знакомства с известной книгой Т. Куна «Структура научных революций» (М.: Прогресс), приступил к серьезной переработке своей теории, «начав с формулировки предельно универсальной новой парадигмы (основных мировоззренческих концепций) науки». Эта работа завершилась рукописью под названием «Книга скорби» (287 страниц, окончена 03 октября 1981 года – день рождения автора), которая во множестве распространялась по рукам в ксерокопированном виде.
        В конечном счете, в обход «научной цензуры коллег-ученых», «предотвращающей появление новых идей», как выразился шведский ученый лауреат Нобелевской премии X. Альвен, в 1991 году А.И. Вейнику за свой счет удалось опубликовать третью и последнюю фундаментальную монографию «Термодинамика реальных процессов», где новая парадигма приобрела стройный и законченный вид.

        Отношение к теории Вейника с 1968 по 1991 год.

        После публикации в 1968 году «Термодинамики» (3-е издание) против А.И. Вейника началась настоящая террористическая кампания. Уже в феврале 1969 года по приказу свыше минское издательство «Наука и техника» (АН БССР) остановило печать книги «Теория движения», прошедшей набор, две корректуры и цензуру Главлита. Кроме того, типография (МВО БССР) прекратила набор юмористической книги «Похвальное слово энтропии», написанной в стиле «Похвального слова глупости» Эразма Роттердамского и посвященной главным образом теории относительности.
        Некоторое время административные наказания опального ученого сдерживал президент АН БССР Василий Феофилович Купревич. Однако после его смерти (17 марта 1969 г.) террор набрал полные обороты. В мае 1969 года в академию наук Белоруссии пришел новый президент Николай Александрович Борисевич. Как написал А.И. Вейник в своей рукописи «Книга скорби», «первый же указ нового президента АН БССР, Н.А. Борисевича, был не о земле и мире, а об изъятии из типографии моей книги «Теория движения»...». К счастью кому-то удалось спасти от уничтожения пару из трех сигнальных экземпляров.
        На фоне разнузданной вакханалии 1969 года разительным диссонансом явился выход в свет книги «Физические проблемы космической тяговой энергетики» (М.: Атомиздат). Два доктора технических наук Валерий Павлович Бурдаков и Юрий Иванович Данилов посвятили новой термодинамике большую главу, в которой черным по белому начертаны совершенно бесстрашные по тем временам слова: «Мы используем и развиваем многие из идей А.И. Вейника, которые в силу их необычности еще не получили всеобщего признания. Советуем ознакомиться с его книгой «Термодинамика», Минск, «Высшая школа», 1968»! Насколько мне известно, в тот год это был единственный отчаянный шаг среди советских ученых в поддержку А.И. Вейника. Кстати, В.П. Бурдаков, рисковавший своим именем, был руководителем проектных работ по отечественному многоразовому космическому кораблю "Буран".
        Идеи А.И. Вейника стараниями академических властей не канули в лету. Некоторые ученые пользовались его теорией и по возможности о ней рассказывали. Например, доктор технических наук, профессор Рем Геннадьевич Варламов читал курс по теории конструирования радиоэлектронной аппаратуры, построенный на основе новой термодинамики, даже с использованием соответствующей терминологии. Более того, в 1970 году для студентов небольшим тиражом (350 экз.) он издал конспект лекций «Введение в теорию конструирования РЭА» (М.: Советское радио), но без упоминания фамилии А.И. Вейника. Напомню, Р.Г. Варламов (1924-2001) - известный соратник Феликса Юрьевича Зигеля. Впервые наблюдал и описал хрональные эффекты в зоне посадки НЛО, а также разработал серию приборов для радиотехнических исследований мест посадок «летающих тарелок». Между прочим, в конце своей жизни крестился и принял имя Матфей. Не напоминает ли это Вам завершение судьбы А.И. Вейника?
        В 1972 году в сборнике «Теплообмен в промышленных установках» (Иваново: ИЭИ, стр. 38-42) доктор технических наук Леонид Александрович Бровкин (1923-1990) рискнул статьей «О системе термодинамики А.И. Вейника», дав краткую оценку теории. Л.А. Бровкин – профессор, в 1968-1990 годах заведующий кафедрой «Теплофизики и энергетики высокотемпературных процессов» Ивановского энергетического института им. В.И. Ленина, беспристрастно написал: «Система А.И. Вейника основана на идее общности законов всех без исключения форм движения материи. Введение системы А.И. Вейника в курс высшей школы, на наш взгляд, обогатит кругозор будущих инженеров в философском отношении. Однако, ответственный акт введения новой теории требует широкого ее предварительного обсуждения, выявления спорных и устранения ошибочных положений и формулировок».
        Очень известный изобретатель, кандидат технических наук Николай Емельянович Заев в 1976 году в журнале «Изобретатель и рационализатор» (№ 12, стр. 40-43) опубликовал статью «Энергетические искушения» о перспективах энергетики. Статья построена на базе идей А.И. Вейника, но без упоминания его фамилии.
        В 1982 году в сборнике «Физико-химические исследования патогенных энтеробактерий в процессе культивирования» (Иваново: ИГМИ, стр. 14-20) появилась статья «Об одной малоизвестной теории времени», автором которой был доктор медицинских наук Станислав Григорьевич Смирнов из города Иваново. К слову говоря, С.Г. Смирнов – единственный, кому удалось издать маленьким тиражом (1000 экз.) воспоминания под названием «Еретик. Четырнадцать дней из жизни Альберта-Виктора Вейника» (Иваново: изд-во «Иваново», 2002).
        Других смельчаков, пробившихся в печать с поддержкой теории А.И. Вейника, найти не удалось.

        Отношение к теории Вейника после 1991 года.

        Жесточайший запрет не только на публикацию книг А.И. Вейника, но даже на упоминание его имени в печати (начиная с 1968 года и особенно после 1973 года) непрерывно контролируется высшим академическим сословием. И не удивительно, как сказал один мудрый человек: «Если идеи Вейника принять, то половине академиков-физиков надо уходить из Академии».
        Казалось бы, 1991 год принес существенное послабление цензуры, но... люди-то в науке остались прежними и с теми же амбициями. Это ведь не политика, где с легкостью перекрашиваются убеждения или меняется административный аппарат. Поэтому запрет на опальное имя как был, так и остался. Выход в свет семи тысяч экземпляров «Термодинамики реальных процессов» (1991) ровным счетом ничего не изменил. Однако в обход заговора молчания верхов в Интернете постоянно появляются упоминания о А.И. Вейнике самых разнообразных толков. Апологеты В.Л. Гинзбурга и ему подобных яростно охаивают неординарную теорию, единицы говорят о её пользе, а основная масса, из-за невозможности прочесть первоисточники и не имея привычки вдумываться в смысл, слепо повторяет куски из старых заказных критических статей.
        Ситуация изменилась с появлением в январе 2005 года сайта, на котором были выложены в отпечатанном виде почти все основные книги А.И. Вейника. За прошедшие два года к тексту «Термодинамики реальных процессов» обращались ежедневно по 10-20 человек. В среднем тон интернетных публикаций стал заметно склоняться в лучшую сторону и избавляться от необоснованных резкостей и искажений.
        В общих чертах ссылки на А.И. Вейника можно разбить на две группы. Первая касается теоретического развития его идей. Вторая – их практического приложения.
        Одним из первых, как мне известно, процитировал А.И. Вейника в научной периодике биофизик, кандидат биологических наук Семен Ильич Глейзер в статье «Управление в биологии: физические аспекты», где дан анализ энергоинформационных взаимосвязей в биосистемах (журнал "Биотехнология и управление" № 2-4 за 1992 год). К сожалению, с 1995 года автор живет и работает в Гамбурге.
        В 1993 году специалист в области пневмоавтоматики, струйной техники (пневмоники) и пневмоакустики, кандидат технических наук Иосиф Шмулевич Коган опубликовал книгу «Основы техники» (Киров: КГПИ) в качестве учебного пособия для педагогических институтов, в которой изложил свою новую так называемую "Таблицу аналогий", в 2004 году переименованную в энергодинамическую систему физических величин (ЭСВП). В этой книге он сослался на то, что идея считать энергию основной физической величиной, была уже ранее обоснована А.И. Вейником. В 1999 году И.Ш. Коган переехал в Израиль, где работал ученым-исследователем на факультете аэронавтики Израильского технологического университета (Технион, г. Хайфа), с 2005 года пенсионер.
        В качестве примера развития теории А.И. Вейника, хотя и в несколько ином направлении, следует привести серию работ доктора технических наук Валерия Абрамовича Эткина, специалиста в области термодинамики необратимых процессов. Сейчас он живет в Израиле (г. Хайфа). Кстати, В.А. Эткин является руководителем Всеизраильской ассоциации "Энергоинформатика", изучающей малоизвестные виды энергии и взаимодействий.
        В Интернете есть две статьи Дмитрия Сергеевича Ермолаева «Обобщенные законы физики или физика для начинающих» (08 апреля 2003), см. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/4959.html   и «Обобщенные законы физики применительно к теплофизике» (12 мая 2004), см. http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/7442.html , не подозревающего, что понятие «термический заряд» впервые прозвучало ещё в 1956 году в книге А.И. Вейника «Техническая термодинамика и основы теплопередачи». По аналогичному пути идет Иосиф Георгиевич Львов, судя по его статье «Что такое тепловой заряд?» (06 февраля 2004), см. http://ilvov.narod.ru/phisica5.htm
        Надо сказать, что далеко не всеми идеи А.И. Вейника воспринимаются однозначно и некоторые ищут им другое объяснение, особенно это касается его гипотез о материальности пространства и времени. Например, некто Владимир Семенович Леонов в 2001 году опубликовал брошюру «Открытие гравитационных волн профессором Вейником» (М.: Агроконсалт), в которой доказывал, что А.И. Вейник открыл не хрональное вещество, а «продольные гравитационные волны, возбуждаемые в момент изменения деформационного состояния вещества и в ряде других случаев».
        Доктор физико-математических наук Анатолий Дмитриевич Руднев, разрабатывающий свою теорию «единого поля», считает, что «эффект профессора Вейника не является чем-то особенным и не может называться ни гравитационным, ни хрональным. Хотя механизм его возникновения, действительно, интересен».
        Нельзя не отметить в последние годы активную работу двух групп исследователей времени, объединившихся вокруг доктора биологических наук Александра Петровича Левича ("Институт исследований природы времени" при МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва) и академика Михаила Михайловича Лаврентьева («Научно-исследовательская группа "Специальные проблемы математической физики" при Институте математики им. С.Л. Соболева, Новосибирск). Однако их концепция времени принципиально отличается от позиции А.И. Вейника и не выходит за рамки «причинной механики» астронома доктора физико-математических наук Николая Александровича Козырева.

        Практическое приложение теории Вейника.

        Практическое приложение термодинамики реальных процессов А.И. Вейника разветвляется на два направления. С одной стороны законы всеобщей взаимосвязи и взаимовлияния всех форм движения материи (то, что названо теорией «термодинамической пары») с успехом используются повсеместно на обычном интуитивном уровне и совершенно не требуют обязательных ссылок на того, кто сформулировал эти законы в обход классических учебников. Тем более, давно известно, что большинство открытий совершается на стыке наук. Хотя... по электронной почте мне поступает немало писем, подтверждающих выбор новых путей в работе именно под влиянием книг А.И. Вейника.
        С другой стороны, существует довольно много изобретателей и ученых, которые все силы отдают разработке так называемых «альтернативных» устройств и двигателей. В данном случае не столь важно, ориентируются ли они на рекомендации А.И. Вейника, или пытаются найти какое-то своё объяснение действия своих установок.
        Одной из самых серьезных групп можно считать "Лабораторию Новых Технологий Фарадей" (Санкт-Петербург), возглавляемую инженером Александром Владимировичем Фроловым. С 2001 года она занимается научно-исследовательскими проектами в области альтернативной энергетики, в частности, конструированием и развитием высокоэффективных электрогенераторов на постоянных магнитах, экспериментами по изучению феномена времени, гравитации и т.д. См. http://www.faraday.ru/faraday_rus.html
        Серьезную работу по созданию приборов для исследования «хронального эффекта» ведут уфологи из Москвы. См. http://researchufo.narod.ru/business.html  и   http://researchufo.narod.ru/business3.html
        Перспективно направление исследований Александра Викторовича Каравайкина, заведующего Лабораторией неэлектромагнитной кибернетики "Вега", основанной в 1990 г. на базе астрономической обсерватории (г. Железнодорожный, Московская область). В настоящее время лаборатория является экспериментальной базой Московского института кибернетической медицины. См. http://www.karavaikin.h1.ru/index1.htm
        Не менее интересны работы молодого инженера Андрея Викторовича Лемешко (Киев), статьи которого начали появляться в Интернете с начала 2004 года, см. http://zhurnal.lib.ru/l/lemeshko_a_w/
        Но есть и обратная сторона медали. Прикрываясь именем А.И. Вейника, некая «группа российских ученых» изобретает и продает «хрональные» приборы весьма сомнительных конструкций. Так например, с 1995 года торгуют «активатором, предназначенным для восстановления энергоинформационного поля человека и защиты его от аномальных и вредных излучений». Кроме того, этот прибор «лечит» от 96 болезней, включая такие, как грипп, алкоголизм, климакс и рак. Стоит ни много, ни мало 190 евро без расходов на доставку.
        В 2004 году появилась публикация о разработке электронного датчика для измерения концентрации хронального заряда. Реагирует на всё, что угодно – от психо-эмоционального состояния человека до «социальных процессов». Прибор не гнушается даже «предупреждением аварийноопасных мест на дороге (геопатогенных зон); тоже актуально для самолетов и кораблей». Правда, кто его изобрел и как он работает, умалчивается.
        Множество спекуляций вокруг так называемой «машины времени». Особенно в этом преуспевает уфолог Вадим Александрович Чернобров. Ему удалось втянуть в эту авантюру вышеупомянутого А.В. Фролова. Подана даже заявка № 2003110067 от 09 апреля 2003 года на "Способ и устройство управления темпоральными характеристиками физических процессов путем изменения плотности энергии пространства". Как пишут в рекламе «Устройство было спроектировано и построено как электромагнитный квази-монополь сферической формы с 20 точечными излучателями».

Впервые опубликовано 12.10.2006 г. на сайте Veinik.ru

Справка:

Вейник Виктор Альбертович (1945 г.р.), кандидат технических наук (1973). Окончил Московский авиационный технологический институт (1967), специалист в области сварки, металловедения, металлургии, прикладной математики.