Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Книги

1992. Вейник А.И., Комлик С.Ф., "Комплексное определение хронофизических свойств материалов".

Вейник А.И., Комлик С.Ф., "Комплексное определение хронофизических свойств материалов", Минск: Навука i тэхнiка, 1992. 95 стр.
Текст книги - http://www.veinik.ru/veinik/articles/d0/117/attach.zip


























        Оглавление.


        Введение.
        Глава 1. Роль хронального и метрического явлений в
         хронально-метрическом мире и науке.
                1.1. Специфика хронального явления
                1.2. Специфика метрического явления
                1.3. Источники хрональных излучений
                1.4. Датчики и автоматизированная система измерений
                1.5. Примеры измерения агрегатных превращений
                1.6. Измерение напряжений
                1.7. Измерение силы хронального взаимодействия
        Глава 2. Экспериментальное исследование хронофизических
        свойств металлов и неметаллов.
                2.1. Определение величины хронального заряда
                2.2. Хроноемкость
                2.3. Принципиальная схема определения хронопроводимости
                2.4. Определение коэффициентов хроноотдачи
                2.5. Примеры определения хронофизических свойств
                неметаллических материалов
                2.6. Примеры определения хронофизических свойств металлов
                2.7. Защита от хрональных излучений
        Глава 3. Специфика термоэлектрических эффектов.
                3.1. Взаимное влияние теплоты и электричества
                3.2. Эффект Пельтье
                3.3. Эффект Томсона
                3.4. Эффект увлечения
                3.5. Новый линейный эффект
                3.6. Суммарный линейный эффект
                3.7. Метод электрических измерений нового линейного эффекта
                3.8. Экспериментальное подтверждение теории нового линейного эффекта
                3.9. Комплексный метод калориметрических измерений
                3.10. Экспериментальное подтверждение теории суммарного
                линейного эффекта
                3.11. К вопросу о вечном двигателе второго рода ПД-18
                3.12. Условия нарушения закона Вольта
                3.13. Теория вечного двигателя второго рода ПД-14
                3.14. Экспериментальное подтверждение теории ПД-14
        Литература.


        Введение.

        Весьма интересно, что человеку на каждом шагу приходится сталкиваться с такими хорошо всем известными и привычными понятиями, как время и масса. Например, в обыденной жизни нам более или менее часто приходится поглядывать на часы, а при покупках продуктов и многих других товаров – на весы. Однако мы обычно не задумываемся над физическим содержанием этих понятий. Но даже если бы и задумались, например, в научном исследовании, то ничего особенного а них обнаружить не смогли бы: как правило, они выполняют у нас лишь роль неких вспомогательных служебных параметров, в обезличенной (универсальной) форме характеризующих определенные стороны различных процессов и тел.
        Вместе с тем время и масса содержат в себе нечто такое, что всегда непостижимым образом привлекало к ним жгучий интерес со стороны творчески мыслящих личностей самых разных профессий – художников, поэтов, ученых, не говоря уже о философах. Теперь мы знаем, что этот интерес вполне оправдан, ибо «за спиной» времени и массы (точнее, пространства) притаились явления, которые призваны в корне изменить все наше миропонимание, опрокинуть все наши привычные взгляды и представления. Обнаружить раньше эти явления было невозможно, так как не созрел еще должный научный фундамент, названный Томасом Куном парадигмой [13].
        На поверку оказалось, что «за спиной» времени стоит некое новое явление, именуемое хрональным (от греческого chronos – время), а «за спиной» массы – новое метрическое явление (от греческого metron – мера, размер). Время входит в состав хронального явления, а масса – в состав метрического и по существу представляет собой меру количества пространства. Хрональное и метрическое явления в совокупности образуют основу нашего хронально-метрического мира, самым важным и характерным представителем которого служит человек.
        Все это было обнаружено в рамках термодинамики реальных процессов, именуемой также общей теорией (ОТ) природы [10]. Эта новая теория сейчас интенсивно развивается, получено большое множество весьма интересных, принципиально важных и крайне перспективных результатов. В частности, было теоретически сформулировано семь фундаментальных законом природы (начал): сохранения энергии, сохранения количества вещества, состояния, взаимности, переноса, увлечения и заряжания (диссипации); из них новыми являются второе, третье, четвертое и седьмое. Этим началам обязаны подчиняться все явления, включая неизвестные ранее хрональное и метрическое. Благодаря этому последние влились в общий круговорот бесчисленных явлений природы, что  сделало новые время и пространство легко управляемыми, подобно аналогичным характеристикам других простых явлений – теплового, электрического, магнитного и т.д. В результате безобидные на первый взгляд служебные параметры – время и масса – вдруг обрели способность проявлять свою самостоятельность, выходить из-под привычного контроля и нарушать многие физические законы. Например, оказалось возможным нарушить третий закон механики Ньютона и закон сохранения количества движения, то есть открыть путь для реального осуществления так называемого безопорного движителя, который при своем движении не опирался бы на землю, воду, воздух или реактивную струю.
        Как это звучит ни парадоксально, но не менее интересные, важные и перспективные результаты удалось получить также из того, что отсутствует в ОТ. Речь идет о втором законе классической термодинамики (и энтропии), которого нет в ОТ, ибо природа его не знает. Поэтому вместе с ним теряют силу и все его запреты, включая тепловую смерть мира, неосуществимость вечного двигателя второго рода, по терминологии Вильгельма Оставальда (вечного реального самопроизвольного движения с трением), невозможность практического  использования теплоты источника одной температуры – земли, воды или воздуха, невозможность преобразования теплоты в работу или электроэнергию с коэффициентом полезного действия (КПД) 100% и т.д.
        Любопытно, что упомянутые нарушаемые законы, входящие в состав фундамента современных теоретических представлений, защищены «Указаниями по составлению заявки на открытие» Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий в следующей запретительной форме: «4. Не принимаются к рассмотрению в качестве заявок на открытия материалы, в которых описаны... д) ...движение за счет внутренних сил, получение КПД устройств, равного или более единицы, и т.д.» Движение за счет внутренних сил нарушает закон сохранения количества движения, а КПД, равный единице (100%), - второй закон термодинамики Клаузиуса (КПД более единицы имеет в виду нарушение первого закона термодинамики, или закона сохранения энергии, что, по терминологии Вильгельма Оставальда, соответствует вечному двигателю первого рода, или просто вечному двигателю – ptrpetuum mobile, но такие двигатели в принципе невозможны).
        Вполне естественно, что именно эти запреты «Указаний» определили содержание решающих экспериментов, предназначенных для решения судеб старых и новых представлений, старой и новой теории. В результате было создано большое число реально действующих устройств типа БМ, имеющих целью «движение за счет внутренних сил», и ПД, представляющих собой вечные двигатели второго рода [10].
        Осуществление БМ и ПД оказалось возможным только благодаря наличию в природе всеобщей связи явлений и благодаря тому, что эта связь была положена в основание новой теории. Всеобщую связь хорошо отражают уравнения состояния и переноса, где основные коэффициенты определяют главные свойства изучаемых явлений, а перекрестные – количественную сторону их взаимного влияния (взаимной связи). Поэтому становится весьма актуальной задача экспериментального определения указанных коэффициентов, особенно это касается неизвестных ранее явлений, и перекрестных коэффициентов, без знания которых невозможно судить о количественной стороне несоблюдения соответствующих законов, в результате чего затрудняется инженерное проектирование устройств БМ и ПД различного типа и правильное определение возможных областей их применения на практике.
        Таким образом, настоящая книга в известном смысле дополняет монографию [10] и может служить  количественной иллюстрацией к некоторым описанным в ней решающим экспериментам. При разработке экспериментальных методов определения главных свойств явлений и необходимых расчетных коэффициентов особое внимание было обращено на следующее обстоятельство.
        До сих пор наиболее распространенными были методы, позволяющие находить из опыта лишь один какой-либо основной коэффициент, например теплоемкость, электроемкость, теплопроводность, электропроводность (электросопротивление), магнитную проницаемость и т.п. Причем для каждого конкретного явления были разработаны свои особые подходы, различающиеся условиями экспериментов, размерами, конфигурацией и способами крепления испытуемых образцов и т.д. Для основных коэффициентов это в большинстве случаев вполне приемлемо, но для перекрестных, обладающих существенно меньшей величиной, неодинаковые условия экспериментов, а следовательно, и разная их погрешность, а зачастую также невозможность использовать один и тот же образец при воздействиях различного рода могут сильно исказить результаты и привести к ошибочным выводам о количественной стороне взаимного влияния явлений.
        В связи с этим возникла настоятельная потребность создать методы, в которых в течение одного опыта различные воздействия оказываются на один и тот же образец в одних и тех же условиях; такие методы именуются комплексными. Проще всего это удается сделать для термических и электрических явлений; соответствующий метод и полученные с его помощью результаты описаны в гл. 3. Эти результаты легли в основу осуществления некоторых термоэлектрических типов ПД.
        Особый интерес представляет хрональное явление. Во взаимодействии с метрическим оно создает условия, необходимые и достаточные для нарушения третьего закона механики Ньютона и закона сохранения количества движения. Ранее хрональное явление было неизвестно, поэтому работа по определению его главных характеристик и хронофизических свойств различных металлов и неметаллических материалов проводится впервые. Здесь (см. гл. 1) излагается самый простой приближенный метод комплексного определения всех этих характеристик и свойств в одном опыте и на одном образце. Главные характеристики позволяют судить о количественной стороне нарушения соответствующих законов механики; это нарушение составляет основу принципа «движения за счет внутренних сил» (БМ). Знание хронофизических свойств материалов важно при конструировании соответствующих БМ, особенно при изготовлении хрональной изоляции, всевозможных экранов и защиты экспериментатора от хрональных излучений; этому вопросу следует уделять повышенное внимание. Все это вместе взятое будет способствовать лучшему пониманию физической сути хронального явления, что, несомненно, должно открыть ему более широкий выход в практику.
        Что касается неизвестного ранее метрического явления, то некоторые его свойства уже были изучены достаточно подробно в механике, только ранее они не рассматривались с позиций, получивших развитие в новой теории, поэтому многие важные черты этих свойств оказались вне поля зрения прежних исследователей (см. гл. 2).