Запасные части для коммунальной и дорожно-строительной техники

Статьи

1963. Лучше закономерности, чем случайности.


Лучше закономерности, чем случайности.

Вейник А.И.
Журнал «Техника – молодежи», 1963, № 3, стр.10-13.


        Откликаясь на статью писателя Л.Гумилевского, член-корреспондент Белорусской академии наук А.Вейник говорит, что можно развить в себе творческие способности, что каждый может стать изобретателем, что лучше закономерности, чем случайности.

        Интересная статья писателя Льва Гумилевского, опубликованная в первом номере журнала и в общем верно описывающая особенности тво0рческого процесса, все же оставляет чувство неудовлетворенности. И мне кажется, что это объясняется слишком узким подходом писателя к важной теме. Почти во всех примерах, приведенных в статье «Закономерность случайностей», фигурируют уже вполне творчески сложившиеся изобретатели и ученые, мышление которых давно приучено к определенным приемам умственной работы. Только один из этапов творческого процесса -  поиски ответа на поставленные вопросы – попадает в поле зрения Л.Гумилевского.
        А ведь вопросы творческого мышления имеют важное практическое значение. Поэтому при их обсуждении нельзя ограничиваться голой констатацией интересных фактов, без глубокого анализа самого процесса мышления.
        Конечная цель дискуссии, поднятой журналом, - это именно практические рекомендации, важные для каждого работника нашей промышленности, науки и техники. Поэтому правильная постановка вопроса о творческом мышлении должна быть такой: может ли любой человек развить в себе творческие способности до высокой степени, то есть стать инженером, ученым, изобретателем?
        В самом деле, может ли?

        Скепсология – наука о мышлении.
        Законы творческого мышления изучает наука скепсология, получившая название от греческих слов: «скепсе» – «мысль» и «логос» – «учение». Согласно этой науке полученная мозгом информация перерабатывается и откладывается в памяти. Информация, поступающая в мозг и хранящаяся в кладовых памяти – это те кирпичики, из которых строится любой образ в сознании творческого работника. Со временем информация забывается, как бы переходит на низкие уровни доступности. По моим опытам интенсивность звучания информации в памяти теоретически достигает нуля лишь через бесконечно большое время. Следовательно, ни одна крупица информации, поступающей в мозг в течение жизни человека, не теряется полностью и оказывает затем какое-то влияние на психику и поведение человека. Но обычно с низких уровней доступности информацию трудно поднять на поверхность сознания – другими словами, не всегда удается ее вспомнить. Она перестает быть активной, то есть такой, которая необходима для творческого мышления. Информация вызывается с низких уровней доступности путем настойчивых и длительных запросов памяти.
        Мысли человека непрерывно изменяются, перескакивают с одного предмета на другой. Иногда одновременно возникает несколько мыслей, одна из которых доминирует над другими. Посредством такой калейдоскопической смены мыслей происходит поиск необходимой информации в мозгу.
        Поставив перед собой задачу, человек волевым усилием подает команду вызова и ждет появления подходящей информации на поверхности сознания. Память на любой запрос может выдать много различных ответов, более или менее отвечающих его смыслу. Степень отклонения смысла ответов от смысла запроса определяет ширину полосы вызова. Если бы память всегда давала на конкретный запрос однозначный конкретный ответ, то никакое творчество не было бы возможным, человеческое сознание фотографировало бы окружающие явления и затем в точности воспроизводило бы сфотографированное. Мозг превратился бы в своеобразное хранилище снимков – нечто вроде фильмотеки или библиотеки.
        В действительности же благодаря переработке информации в подсознании и большой гибкости механизма вызова память выдает на поверхность сознания образы, иногда лишь косвенно связанные со смыслом запроса. Именно это делает возможным создание новых образов, относящихся к самым различным областям творческой работы. Эти образы могут быть зрительными, слуховыми, словесно-речевыми и т.д.
        Творческий процесс складывается из пяти основных операций. Первая и самая важная – поступление информации из окружающей среды в мозг. Вторая по важности – вызов информации на поверхность сознания. Затем идут выделение информации (образа) отдельных черт – анализ и комбинация образа из этих черт – синтез. Завершается процесс сравнением нового образа с существующим.
        К каким же выводам приводит изучение законов мышления, законов скепсологии?
        Чтобы научиться творить новое, то есть развить в себе творческие способности, надо длительно и упорно тренировать свое мышление.
        Наиболее важен для воспитания творческого мышления дошкольный и школьный возраст, когда мозг, как губка, впитывает огромное количество информации, остающейся затем на всю жизнь.
        Однако объем памяти человека ограничен. Поэтому назрела настоятельная потребность в корне изменить методы обучения и характер вводимой в мозг информации. Мне думается, что в начальной, средней и высшей школе 50% информации должно быть изъято, а оставшиеся 50% переработаны с учетом данных скепсологии.
        Целесообразно более пристально приглядеться к тем новым методам, которые внедряются сегодня при перестройке образования.
        В детском возрасте мышление человека не обладает должной зрелостью и самостоятельностью. Поэтому приходится уповать на способности воспитателей.
        В средней и высшей школе человек в силах воспитывать свое мышление сам. Что же для этого надо делать?

        Тренируй волю...
        Начинать следует с воли. Ее надо воспитывать на мелочах. Именно на повседневных мелочах. Ведь большие вопросы возникают не часто, да человек и не всегда волен решать их по своему усмотрению.
        Любое начатое дело следует доводить до конца, причем надо всегда ставить перед собой задачу, несколько превышающую ваши возможности. Особенно важно ежедневно и ежечасно усилием воли заставлять свое мышление сосредотачиваться на определенных мыслях, задачах, событиях и не позволять ему покидать этих мыслей без вашего согласия.
        Не надо бояться срывов и отчаиваться в своих силах. Вначале срывы будут почти каждый день, затем появятся «окна», и только спустя долгое время срывов будет сравнительно немного.
        Общее правило при воспитании воли можно в шутливой форме выразить так: надо делать все то, что в данный момент не хочется делать. Ибо известно, что человеку с нетренированной волей не хочется как раз того, что надо.

        Тренируй память...
        Память – кладовая, из которой берется материал, необходимый для создания любого нового образа.
        Для творческой работы надо научиться запоминать надолго и не все, что попадает в сознание. Следует правильно загружать мозг необходимой информацией.
        При наблюдении окружающего мира, при слушании лекций, всегда и везде надо докапываться до сути дела. Ведь для творческой работы важны главные идеи. На второстепенные, частные детали нужно внимание не обращать – они только засоряют память и мешают творчеству.
        Иными словами, перед тем как опустить информацию в подсознание, то есть попросту перестать о ней думать, надо ее обработать: по возможности расчленить (анализ), выделить главное, сравнить с известным и обязательно волевым усилием зафиксировать внимание на главном. По закону затухания все затем перейдет на низкие уровни доступности, а то, на чем было зафиксировано внимание, войдет в золотой фонд активной информации.
        Особое внимание следует уделять смежным областям знаний. Там часто можно найти подходящие аналоги (например, законы переноса тепла, электричества, вязкой жидкости и т.д. одинаковы, поэтому в гидравлике можно почерпнуть нечто полезное для теплотехники, в электротехнике – полезное для гидравлики и т.д.).
        Выработав привычку фиксировать внимание на главном, на основных идеях, вы при вызове информации можете произвольно или непроизвольно поднять на поверхность сознания нужную идею из смежной области. При непроизвольном вызове память как бы ошибается темой и выдает информацию, которая прежде относилась к другой области знаний. В этой информации специфические для исходной области знаний второстепенные детали забылись, а основная идея осталась. В таком обезличенном виде идея становится строительным материалом для создания образов в любой области. Отсюда видно, как важно не засорять память второстепенными, несущественными мелочами.
        Необходимо постоянно активизировать в сознании информацию. Это делается посредством многократного повторения (пассивный путь) или многократного использования имеющейся информации на практике (активный, более важный для творческой деятельности путь).

        Тренируй наблюдательность...
        Привычка анализировать поступающую в мозг информацию развивает наблюдательность, то есть способность видеть в вещах и явлениях то, чего не замечает нетренированный глаз.
        Следует приучать себя во всем, даже давно знакомом, искать и видеть что-нибудь новое, интересное. Надо помнить, что у всех нас прямо под ногами валяются еще не открытые открытия и не изобретенные изобретения.
        При анализе информации ничего нельзя принимать на веру, с чужих слов, а все следует просеивать через сито своего сомнения. Без привычки самостоятельно мыслить, отрываясь от общепринятых мнений и предрассудков, настоящего творческого работника не бывает.
        Автор проделал такой опыт. Группе аспирантов были даны слишком подробные консультации по их диссертационным работам (детальный план диссертации, объем экспериментов по сериям и числу опытов, методика экспериментов и обработки опытных данных, план и метод теоретических выводов и т.д.). Они сделали хорошие диссертации, успешно их защитили, но самостоятельно мыслить не научились. В дальнейшей работе они чувствовали себя младенцами, которые только начинают ходить и панически боятся оторваться от рук матери. Потребовались настойчивые усилия в течение нескольких лет, прежде чем они преодолели страх перед необходимостью самостоятельно мыслить.
        Другой группе аспирантов было дано минимальное количество консультаций. Диссертации у них получились несколько хуже, но все они к моменту окончания учебы умели вполне самостоятельно ставить и решать научные вопросы.

        Тренируй фантазию...
        Творческий работник должен уметь мыслить конкретно и точно.
        Вместе с тем он должен всемерно стремиться расширять полосу вызова своей памяти. Ведь чем шире полоса вызова, тем богаче и разнообразней набор тех ответов, которые выдает память на поставленный вопрос, и тем, следовательно, больше шансов найти новое и оригинальное решение задачи. Для этого надо чаще давать волю воображению, фантазии, больше мечтать.
        Очень сильно развито воображение у математиков. Затем идут физики, техники, поэты, художники, писатели... Не случайно известный математик Давид Гильберт так отозвался об одном из своих учеников: «Он стал поэтом: для занятий математикой у него слишком мало воображения».

        На что же способен каждый?
        Иногда человек долго и упорно ищет в памяти нужную информацию. В результате память начинает выдавать все время одну и ту же неподходящую информацию. В таких случаях надо выбросить из головы решаемую задачу и заняться чем-нибудь другим. Желательно переключиться совсем на другие формы мышления, следует дать ослабнуть возникшим временным связям.
        Отлеживание решаемых или решенных задач у некоторых творческих работников длится иногда по несколько лет.
        Опытные работники сильно увеличивают производительность творческого труда, занимаясь решением одновременно нескольких, до десяти, пятнадцати и более, различных вопросов. Смена решаемых задач ускоряет процесс затухания временных связей, при решении последующей задачи мозг отдыхает от предыдущей, общий выход удачных решений резко возрастает.
        Важно уметь быстро переключать мышление с одного предмета на другой. Для этого надо научиться быстро подключать мышление к нужной теме, сосредотачиваться.
        Нетренированный мозг, например студента, требует много времени, чтобы войти в курс дела, вжиться в тему, включиться. Тренированный мозг включается в работу за несколько минут.
        Учеными было замечено, что работа какого-либо органа человека интенсифицируется, если одновременно работает другой орган. Мозг не является в этом отношении исключением. Например, автором многократно было проверено, что ходьба заметно интенсифицирует процесс творческого мышления. Этим приемом пользуются многие.
        Интересные возможности таятся во сне. В периоды засыпания и пробуждения контроль над вызовом информации ослабляется. В результате беспорядочного подъема информации на поверхность сознания могут быть получены неожиданные и оригинальные ответы памяти на посылаемый запрос или даже вовсе без запроса. Ответ может быть получен также во сне. Иногда запрос и ответ разделены очень большим отрезком времени.
        Например, школьником я упорно и настойчиво изобретал центробежный пулемет. Казалось соблазнительным подавать пули к периферии быстро вращающегося диска, там освобождать их посылать по касательной в цель. Сразу было ясно, что пули надо вводить через отверстие на оси диска, тогда не будет ударов при их движении с ускорением вдоль радиуса. Но найти способ безударного освобождения пуль на периферии диска автор никак не мог. Затем в газетах появилось сообщение, что японцы  изобрели центробежный  пулемет, дающий 3 тыс. выстрелов в минуту. Идея утратила новизну, и я о ней забыл. Спустя 21 год увидел и зафиксировал в памяти во сне сразу два решения поставленной задачи, хотя никогда до того даже не вспоминал об этой идее.
        Похоже, что поиск нужной информации подчинен воле случая. Так многие и думают. Ведь на поверхности сознания искомый образ появляется либо путем  удачного вызова из подсознания, либо в процессе удачной переработки поступающей в мозг информации. И то и другое происходит случайно.
        На самом деле все обстоит не так. Каждое появление образа есть случайный акт. Но в целом поиски подчиняются железным законам статистики. Надо бесконечно запрашивать память, пробовать и искать. Надо непрерывно ворошить задачу, ставить ее с головы на ноги и с ног на голову. И искомый образ обязательно будет найден, если он вообще существует. Если нет, то будет найдено что-нибудь другое, иногда даже лучше, чем то, что искали вначале.
        Возможности развития творческого мышления у любого человека не имеют границ. Метод достижения цели крайне прост – это бесконечные, ежедневные, ежечасные, ежеминутные повторения элементарных операций, о которых кратко сказано выше.
        Трудность заключается в предельной напряженности тренировок. Но допустима ли при этом перегрузка мозга?
        Периодическая перегрузка мозга обязательна. При тренировке мышления необходимо несколько раз в неделю доводить себя до состояния «второго дыхания», как у спортсменов, бегающих на дальние дистанции.
        Надо помнить, что феноменальное развитие каких-либо физиологических признаков невозможно без крайнего понуждения к тому организма. У слепого функции зрительного канала связи перенимают слуховой, осязательный, обонятельный не от хорошей жизни. Делу помогает перенапряжение всех этих каналов.
        Может ли зрячий развить у себя слуховую, осязательную, обонятельную и другие формы мышления до такой остроты, как это бывает у слепого? Конечно может. И тому есть интересные примеры. Для этого нужны адское терпение, воля и метод. Над методом обязательно надо подумать.